Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Антироман - жанровая разновидность модерного французского романа второй половины 40-70-х XX ст. Его представители (Натали Саррот, Роб-Грийе, М.Бютор, К.Симон и др.) опирались на философско-эстетическую систему экзистенциализма и воспроизводили разорванное сознание личности, состояние ее ощущений и впечатлений. В А. нет "отраженной действительности", конфликта, сюжетных коллизий, завязки или развязки, нет героя, его мотивированных поступков, эмоций. Термин впервые ввел Ж.-П.Сартр в предисловии к роману Натали Саррот "Портрет неизвестного" (1947). Ф.Моріак использовал термин "Новый роман". Известный исследователь А. Б.Бенго в послесловии к произведению С.Беккета "Молой" (1951) раскрыл цель А.: "Она заключается не в том, чтобы объяснять [...]. Романисты уже не создают "персонажей", не отражают больше "фабул..." В эстетике А. важное место занимает эксперимент: традиционная классическая техника повествовательной прозы устраняется, зато применяются приемы безгеройної и безфабульної рассказы. Возник жанр, где говорится о способах написания произведения, - "роман о романе", "передроман", состоящий из рассуждений автора, как он пишет или как его следовало бы писать, что-то среднее между эссе и романом ("Ревность", "В лабиринте" А.Роб-Грийе; "Золотые плоды" Натали Саррот). А. противопоставляет себя и в аспекте изображения человека за образцами классического романа. Вследствие этого структура романа А.Роб-Грійе исполняется нагромадженим изображением самоцінних вещей, важных не тем, чьи они, а тем, что они существуют. Вещи в его произведениях господствуют над людьми. И сам человек превращается в вещь, Это направление называют "школой вещей", шозизмом (от франц: chose), то есть фетишизацией предметов, якобы более важных и стабильных за человека, наделенных мистической властью над опустошенным лицом и поэтому смещенной из центра романа, очищенного от человеческих эмоций и идей. Другую жанровую структуру романа использует Натали Саррот - "напіврозмову", поток сознания, "тропизми", внутреннюю диалогическую стихию подсознательного и т.д. Она подчеркивает недостоверность рисунка, что претендует на воспроизведение подвижной действительности, потому что писать следует о незавершенные движения души: только они настоящие. А достигнув сознания, они окостеневают в обманчивых и привычных формулировках. М.Бютор создал полифонические тексты, передав мозаику восприятий, охватов, размышлений, которые создают своеобразную "мифологему" определенной цивилизации. С помощью этих приемов письма такие неороманісти, как М.Бютор ("Смена"), К.Симон ("Дороги Фландрии"), Натали Саррот ("слышите их?"), достигли содержательной мастерства. Но некоторые писатели, как Ф.Соллерс, Ж.Рікарду, с их "новым романом" потерпели творческой поражения: абсолютизирована отказ от духовного мира человека обернулась сплошным шозизмом.