Сочинение
Иван Багряный
"Тигроловы" Ивана Багряного как украинский бестселлер
Поневажуваний, а то и откровенно преследуемый характер украинской культуры, обремененный существованием языкового барьера по крайней мере на восточноукраинских землях, привел к дефициту произведений, которые бы вызвали оживленную реакцию не только в кругу литераторов, ставших модными в буквальном смысле этого слова.
Одним из исключений из этого правила является "Тигроловы" Ивана Багряного. Роман написан в Львове в 1943 г., когда город был островом украинской культуры, который не знал притеснений фашистского или коммунистического режима. Выдвинут на участие в литературном конкурсе, занял первое место вместе с романом Тодося Осьмачки "Старший боярин" и сразу же получил широкую популярность. Багровый делал все, чтобы его роман появился в переводах: на английском, голландском, немецком. Общий тираж "Тигроловів" иностранными языками превысил миллион экземпляров, что дало возможность американским критикам отнести этот роман к категории бестселлеров. Нашей задачей будет проанализировать данный текст и выделить его главные черты, которые бы позволили выработать "матрицу" украинского бестселлера.
Пережив юношескую веру в национальную революцию и черное разочарование от грубого попрание ее идеалов в тридцатых годах, Багряный искал доказательства бессмертия своего народа, почвы для дальнейших надежд на его светлое будущее (повесть-потому что создавалась в период оживления украинской культуры во время фашистского правления, когда еще были живы надежды на создание "новой Украины" в "новой Европе"). "Моделью", "лабораторией" такого грунта были дальневосточные украинцы - люди, которые сохранили национальное достоинство, традиции и закалились в поединке с природой, випаливши "пережитки цивилизации": манерность, распущенность, лицемерие.
Для того, чтобы создать "новую Украину", следует создать "нового украинца" - представителя украинской элиты. Текст романа - это хроника рождения героя. Символику и ритуалы этого рождения Багряный черпает из истории старой украинской элиты - казачества. Напряжением последних сил потомок казацкой шляхты Григорий Многогрешный убегает из мира цивилизации (побег из арестантского поезда), преодолевает мир природы и, с риском для жизни спасая дочь патриарха казацкого рода Сирков, оказывается в их среде. Его встречают, как пришельца на Сечь: дают приют, надзор, защита, вплоть до винтовки с конем - он становится полноправным членом братства.
Далее идет ряд испытаний, когда новак должен доказать, что он является человеком высшего сорта: 1) стрельба, 2) ориентация на местности, 3) ночной поиск воды. После успешной сдачи "вступительных экзаменов" новакові на общих сборищах дают новое имя ("инженер") и происходит праздничный банкет (ужин). Постигая казацкие тайны, будущий герой проявляет сверхъестественные способности и умения: получает благосклонность фортуны, побеждает змеиный яд, переживает внутреннее очищение (баня), принимает участие в мистических ритуалах (Рождество). Последний этап - это тайная разведка (рейд на Хабаровск), где в пользу его избранности свидетельствуют: одежда, всеобщее внимание, в том числе и женщин, физическое и психологическое превосходство и вершинное испытания (охота на тигра).
Так автор отвечает на вопрос, который прозвучал в начале романа: Кирилл Кожемяка Юрий Победитель (то есть мифический герой сможет одолеть дракона - отстоять право своего народа на будущее? Новорожденный герой готов к бою с драконом и получает победу, убивая олицетворение этой имперской системы - инквизитора НКВД, майора Медвина.
Григорий Многогрешный является абсолютным центром повествования. Основными персонажи становятся только учитывая непосредственные взаимоотношения с ним: Серы, тигр, Медвин. На уровне образов главный конфликт произведения проявляется в стремлении цивилизации покорить первоначальную природу и уничтожить ее действительных жителей (туземцев и украинцев). Новорожденный герой Многогрешный побеждает Медвина, а, женившись на дочери "короля трущоб", становится полноправным хозяином тайги, и отныне его бегство в Маньчжурию - не отступление, а начало освободительной борьбы за свою землю и народ.
Таким образом, главные особенности этого текста совпадают с особенностями последних текстов - "кандидатов в бестселлеры", особенно "Елементалу" Василия Шкляра: идеализированный образ сильной личности, драки и стрельба, екзотизми, оптимистичная и прозрачная идеология (обязательный хэппи-энд), быстрое развертывание сюжета, сногсшибательная действие, кіносценарна структура, смесь социальных, политических и философских элементов. Однако, по моему мнению, именно обращение Багряного до глубинных слоев украинского менталитета является одной из основных особенностей влияния его текстов на читателя.
|
|