Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЮРИЙ МУШКЕТИК
ЖИЗНЬ УКРАИНСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ю. МУШКЕТИКА

Земля и люди. Вечная тема, которая всегда волновала украинских художников и будет волновать их до тех пор, пока будет существовать Украина, пока украинцы будут передавать из рода в род, от поколения к поколению свое земледельческое умение, свою любовь к труду, земле, солнцу и небу.

В наследии современного украинского прозаика Ю. Мушкетика (народ. 1929 г.) произведения о людях села занимают важное место. И это не случайно. Ведь писатель хорошо знает сельское, жизнь, земледельческие радости и заботы. Родился и вырос Ю. М шкетик на Черниговщине, в большом полесском селе Вертиевке, что недалеко от Нежина. Навсегда запомнил будущий писатель ужасы войны, массовые репрессии и голод унесли с собой жизни многих односельчан.

Ю. Мушкетик - филолог по специальности. Получив образование в Киевском университете им. Т. Г. Шевченко, он работал редактором журнала «Днепр», избирался первым секретарем правления Киевской организации Союза писателей. Сейчас писатель возглавляет Союз писателей Украины.

Перу Мушкетика принадлежит ряд крупных прозаических произведений на историческую тематику. Это его романы «Семен Палий», «Гайдамаки», «Яса», повести «Желтый цвет одуванчика», «Смерть Сократа», «Суд над Сенекой».

Жизнь современников художник отразил в романах «Белая тень», «Капля крови», «Позиция», «Рубеж».

Романы «Позиция» и «Рубеж» рассказывают об украинском селе конца 70-х - начале 80-х годов. С глубокой симпатией рисует автор образы настоящих хлеборобов, до самозабвения преданных родному селу, земле, которая их взрастила. Главный герой романа «Позиция» Василий Федорович Грек - человек нелегкой нрава, но принципиальная, честная, мужественная в отстаивании своих взглядов. Будучи руководителем крупного хозяйства, он, как и герой романа «Рубеж» Орест Шостак, упорно борется с консерватизмом, недальновидностью, равнодушием. Настоящие новаторы, люди беспокойные, творческие, Грек и Шостак выступают за ведение сельского хозяйства на научной основе, по совершенствованию методов руководства.

Оба романа Мушкетика вызвали интерес не только злободневностью темы, остротой поднятых проблем. Привлекала в них художественное мастерство автора, которому удалось создать психологически убедительные, реалистичные образы земледельцев, наделенных яркой индивидуальностью.

Теме крестьянского труда посвящен также рассказ писателя «Суд». Это произведение переносит нас в суровые довоенные и первые послевоенные годы.

Главная героиня произведения - простая украинская женщина Анна. Перед нашими глазами проходит все ее многострадальную жизнь, от детства и до трагической смерти. В судьбе Анны, как в капле воды, отразилась судьба всего украинского крестьянства, судьба самой Украины, порабощенной сталинизмом, измученной нечеловеческими бедами и страданиями.

Детство Анны было нелегким, как и у многих ее односельчан, которых разорила империалистическая война. Не стало ее жизнь легче и тогда, когда она вышла замуж за вдовца Емелю Розсоху с двумя детьми. Лишь неутомимый труд и песня, веселила душу, помогли ей выдержать все трудности, вырастить детей. Тяжелым бог лем наполняется сердце, когда перечитываешь строки произведения, рассказывающие о голоде 1933 года. Несколько миллионов человек умерло тогда в Украине. Читая рассказ Ю. Мушкетика о том, как, выбиваясь из последних сил, Анна спасала своих детей от голодной смерти, как тащила через лес мешки с мясом, невольно вспоминаешь не раз чуті рассказы старых людей, переживших голод. Они рассказывали, как пухли голодные люди, как иногда спасением для целой семьи становился скрытый на дне пруда мешок муки или укрытые от бдительного ока местного начальства несколько кусков сала.

Пережив страшный 1933 год, Украина оживала очень медленно. Сталин и его приспешники сделали свое черное дело: уничтожив цвет украинской нации, они сломили сопротивление крестьян, заставили их стать бессловесными рабами в жестокой человеконенавистнические колхозной системе.

Немного счастливых лет имела в своей жизни Анна. Наверное, самыми счастливыми были те несколько лет до войны, когда были позади голод и страх, а будущее казалось светлым и безоблачным.

Война развеяла мечты Анны, разрушила ее семью, как разрушила, уничтожила сотни тысяч таких же семей в Украине и далеко за ее пределами. Не вернулись с Великой Отечественной Ганнин человек Емеля, сыновья Данила и Никита. Уцелел лишь один Грицко. Невероятно трудно живется Анне в послевоенные годы. Она, солдатская жена и мать, не только не получает помощи, но и, наоборот, терпит оскорблений и издевательства со стороны председателя колхоза Устима Рукавицы. Нельзя без гнева читать, как забирают у Анны в 1944 году корову, как обманом заставляют подписаться на 1300 рублей займа, как нагло выносят со двора последний поросенок.

В этих строках рассказа - вся история многострадального украинского крестьянства, которое на своих плечах вынесло тяготы войны и послевоенной разрухи, но в ответ на свой нечеловеческий труд получило только новые издевательства.

Кульминацией рассказа является позорное судилище, на котором Анна обвиняется в том, что «не выработали минимума трудодней». Труженицу, которая всю жизнь отдала колхозу, потеряла через тяжелую, непосильную работу здоровье и силы, считают преступницей и присуждают ей принудительный труд при колхозе. Сердце женщины, что так мужественно преодолевала горе и потери, не выдерживает страшного издевательства. Последнее, что услышала Анна в своей жизни, был смех Устима Рукавицы и фінагента Иосифа Шила: «Рукавица и Шило держали в руках наполненные до половины стакана и смеялись. Они смеялись! Это было последнее, что увидела Ганна. ей потемнело в глазах, она медленно, как будто подбитая птица, взмахнула руками и опустилась на пол..».

Нам сегодня кажется невероятным и этот суд и этот приговор, и все те ужасы, которые испытала в своей жизни героиня рассказа Мушкетика. Но ведь именно таким было жизни колхозного крестьянства в совсем еще недавние времена. Были раскулачивание и голод, репрессии и позорные судилища. Были жестокие законы, по которым можно было арестовывать и судить даже детей, если они собирали на колхозном поле колоски. И это не выдумки. 7 августа 1932 г. (Сталин был хорошим организатором - он заранее готовился к голодомору!) вышел указ «Об усилении уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества». В памяти народа он остался навсегда «законом о пяти колосках».

Прочитав рассказ Ю. Мушкетика, начинаем лучше понимать, почему таким опустошенным сегодняшнее село, почему в нем редко звучат песни, почему вместо роскошных домов нередко можно увидеть лишь дома с заколоченными досками окнами, а на месте прекрасных осокорів - одни пеньки. Все это - трагическое последствие колхозной системы, всей системы тоталитаризма, что отбирала у людей здоровье и жизнь, убивала в душах радость, любовь, надежду.

В рассказе «Суд» ярко проявилось мастерство Мушкетика-прозаика. Ведь в небольшом по объему произведении ему удалось отразить типичные жизненные явления, типичные человеческие характеры, среди которых легко узнаются и честные труженики села, чьим тяжким трудом держалась огромная империя, и бездушные, черствые эгоисты, что топтались по человеческим душам. Будто мощным фонарем высветил Мушкетик грандиозную историческую авансцену, на которой разворачивалась кровавая драма украинского крестьянства. Примененный автором композиционный прием обрамления - повествование начинается и заканчивается описанием суда, во время которого перед внутренним взором Анны проходит вся ее нелегкая жизнь, - помог Мушкетику блестяще выполнить непростую художественную задачу. В небольшом прозаическом произведении он максимально глубоко и рельефно воссоздал трагедию маленького человека, підхопленої водоворотом ужасных социальных потрясений, создал яркие образы, поражающие нас своим психологизмом и жизненной достоверностью.