История украинской литературы XIX века
ПРОЗА
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие прозы в украинской литературе 40-60-х годов базировался как на освоении реалистических принципов и стилевой традиции Г. Квитки-Основьяненко и использовании художественных достижений повествовательных жанров народной поэзии, так и на основе новых эстетических требований времени. В это время в литературу приходит много новых беллетристов (преимущественно с різночинного среды), утверждается в украинской прозе романтизм и формируется реализм. Последний с конца 50 - начала 60-х годов начинает завоевывать положение ведущего литературного направления. Эта эпоха выдвинула такое мировое явление, как Т. Шевченко, чье творчество стало мощным фактором активизации украинской прозы, расширение и радикализации ее проблематики, углубление социально-обличительного пафоса, народности. В эту эпоху, несмотря на репрессивные меры царизма, направленные против передовых общественных сил Украины, против развития национальной культуры украинского народа, украинское писательство благодаря творчеству Т. Шевченко, а также Марка Вовчка, П. Кулиша вышло на уровень европейских литератур.
Начиная со второй половины 50-х годов, после «мрачного десятилетия», особого разгула николаевской реакции и преследования царизмом украинства вследствие разгрома Кирилло-Мефодиевского братства, в связи с определенной либерализацией режима, с углублением национального самосознания в украинском обществе развитие украинского писательства активизируется. Вследствие углубления философского понимания человеческих характеров углубляется их художественное осмысление. Начинается период расцвета прозаических жанров, которые давали наибольшие возможности для развития реализма. Приобретает значительного Опыта романтизм в созидании прозово-эпических жанров.
Появляются прозаические произведения П. Кулиша, Марка Вовчка, А. Свидницкого, О. Стороженко, И. Нечуя-Левицкого, значительной группы писателей, которые группировались вокруг журнала «Основа», достигает высокого уровня прозаическая творчество Ю. Федьковича, выходят в свет повести, рассказы и новеллы других авторов.
Часть украинских прозаиков этой эпохи, как и писатели предыдущих десятилетий, творила и на русском языке. Так, с русскоязычными произведениями выступали Марко Вовчок (романы, повести, рассказы, очерки), М. Костомаров (повести «Сорок лет», «Сын»), П. Кулиш (романы, повести, рассказы), Д. Мордовец (романы и повести), А. Стороженко («Рассказы из крестьянского быта малороссиян», роман-хроника «Братья-близнецы», «Сотник Петр Серп»), А. Свидницкий (очерки, рассказы) .
Особенностью эволюции прозово-повествовательных жанров в этот период является эстетический синкретизм, проявления в романтических структурах («Черная рада» П. Кулиша и др.) сильных реалистических признаков и обогащая реализм достижениями романтизма, выступления одних и .тих же прозаиков и с реалистичными, и с романтическими произведениями (П. Кулиш, Марко Вовчок, А. Стороженко), переход от просветительского реализма к реализму классического.
Ориентация на научное понимание общества и человека способствовал укреплению реалистических принципов в творчестве Марка Вовчка, А. Свидницкого и других писателей 40-60-х годов.
Происходит характерное для реализма расширение объекта художественного познания благодаря введению в сферу творческого интереса, кроме судьбы крестьянства, также особенностей жизни других слоев общества (духовенства, солдат, бурсацтва, казачества, дворянства). Усиление общественной ангажированности искусства, связи литературы с общественными процессами, с национально - и социально-освободительным движением реализуется в расширении и радикализации проблематики, в трактовке изображаемого в свете передовых общественных идеалов, близких в ряде моментов к шевченковским, в обновлении и усилении идеологической роли литературы, в ориентации читателя на радикальное преобразование общества. Обновляются приемы художественного изображения и выражения.
Основные коллизии произведений художественной прозы отражают проблему «человек и общество», борьбу человека с низов за существование, против социального и национального гнета, трагедию уничтожения человека общественной несправедливостью, страдания народа и процветания привилегированных, господствующих сил, а также усиление пагубности последних для развития общества. Острое противоречие между народно-гуманистическим идеалом и бесчеловечным характером общественных отношений - основной структурный принцип прозаических произведений 50-60-х годов. С резко выраженными социальными устоями в них органично сочетается реализация идейно-эстетического принципа народности, таких важных творческих принципов реализма, как художественное воссоздание истины жизни, раскрытие субстанциональной сути, существенных закономерностей действительности, углубление во внутренний мир человека, типизированное и индивидуализированное изображение обстоятельств и характеров, художественный историзм.
Человек предстает прежде всего в ее социальной сути. В стремлении к аналитическому изображения жизненных явлений и человека прозаики пришли к художественно-аналитического раскрытия в человеческих судьбах сущностных общественных процессов (скажем, нарастание протеста в народных массах), факторов морально-психологического разрушения личности (крепостное право - у Марка Вовчка, реакционный режим - в романе А. Свидницкого «Люборацкие»).
В системе персонажей художественной прозы 50-60-х годов,- при всем доминировании в ней критически-обличительного осмысления действительности,- преобладает художественно-структурная роль положительного героя, что в значительной мере было связано с предшествующей литературной и фольклорной традиции. Главным объектом положительной характеристики выступают, как и раньше, люди из крестьянской среды, однако теперь это, как правило, представители самых обездоленных слоев. Ведется успешный поиск положительных персонажей в других, позаселянських, состояниях. Индивидуальные судьбы героинь-крепостных Марка Вовчка выражают общую трагедию закрепощенного народа. Хотя в характерології большой степени на первое место выступают черты, представляющие сословные типы, однако прослеживается уже тенденция к созданию индивидуальных характеров. Выразительнее становится принцип изображения героя как носителя общественной идеологии. Так, негативные образы-персонажи романа А. Свидницкого «Люборацкие» олицетворяют черты тогдашнего общественного режима. П. Кулиш, А. Свидницкий существенно обогащают принцип типизации резко індивідуалізованою конкретизацией обра-зев-персонажей, созданием многогранных, сложных и противоречивых характеров (Кирилл Тур, Антосьо Люборацький).
Усиливаются роль общественных обстоятельств в художественной структуре произведений («Люборацкие»), писательское внимание к связи героя с социальными условиями жизни как фактор формирования характеров, судьбы персонажей. В «Народных рассказах», «Інститутці» Марка Вовчка типичные социально-бытовые обстоятельства приобретают значение обобщающего образа крепостного права. Правда, по сравнению с русской и западноевропейской литературой в украинской прозе этого времени широкомасштабные общественно-исторические и политические явления действительности отражены меньше.
Наряду с дальнейшим углублением в душевный мир личности из народа, с посвящением всего произведения специальной целью психологического исследования и анализа («От себя не убежишь», позднее название «Павел Чернокрыл», «Три судьбы» Марка Вовчка) принцип психологического анализа обогащается идеологической характеристикой героя, разработкой різновалентного характера с его противоречивым внутренним миром, разнородными морально-психологическими качествами (Кирилл Тур с «Черной рады» П. Кулиша) и даже несоответствием поступков внутренним побудникам (Антосьо Люборацький).
В украинской прозе углубляется художественное осмысление исторических задач украинского народа в освобождении из-под социального, национального, духовного порабощения. На предыдущем этапе развития художественной прозы в центре внимания были преимущественно семейно-бытовые и отдельные общественные явления крестьянской жизни. Теперь прозаики пытаются показать общественное положение всего крестьянства, изобразить жизнь других классов и прослоек. Квитка-Основьяненко не ставил вопрос об изменении самодержавно-крепостнической системы. Улучшение положения трудовых масс он видел в совершенствовании общественных порядков и человеческих взаимоотношений путем частичных реформистских изменений существующей системы, повышение морального и образовательного уровня человека. Марко Вовчок вслед за Шевченко показала крепостническую систему как политическую и общественно-экономическую причину трагического положения крестьянства и гражданско-нравственного вырождения дворянства. Писательница пыталась прозреть будущую судьбу народа, провозглашала право трудящихся на свободное от барской эксплуатации и насилия жизни. На защиту национальных интересов ставили свое художественное слово также П. Кулиш, А. Свидницкий, Ф. Федькович и другие писатели, которые утверждали народно-гуманистические идеалы. П. Кулиш в багатопроблемному романе «Черная рада» на широком историческом материале поднимает проблему государственности Украины, художественно исследует и пытается объяснить общественно-исторические и политические причины потери Украиной своей государственности, основы которой были заложены во времена Богдана Хмельницкого.
В прозе творчества П. Кулиша, Анны Барвинок (О. Белозерской-Кулиш), ряде произведений А. Стороженко выдвигались идеи национальной консолидации украинского общества. Анна Барвинок в своих ранних рассказах, опубликованных в 1860 г. в альманахе «Хата» («Лихо не без добра», «Осенью лето») и в 1861 - 1862 гг. в журнале «Основа» («Сиротское горе», «Как не было детства, не будет и д'останку», «Домашняя беда») правдиво раскрывала психологию украинской женщины-крестьянки, показывала горькую женскую судьбу, сложные семейно-бытовые взаємини. ее герои - преимущественно жизненно пассивные, покорные обстоятельствам страдники, маленькие люди с чисто семейными, личными интересами. Причины их семейного горя писательница видит в капризах злополучной роковой судьбы или в злых по натуре людях. В рассказе «Домашняя беда» порицается семейный деспотизм, показывается психологическая несовместимость молодых мужчины и женщины как препятствие к достижению семейного согласия. В этих произведениях Анна Барвинок «трактует сущность человеческого поведения без достаточного социально-психологической мотивации» 1. Писательница показывает растленное влияние города, инонационального элемента на национальный характер украинца (Ларійоненко в рассказе «Не было детства...»), представляет дидактический образец доброжелательного отношения справедливых господ-благодетелей до крестьян.
Рассказы созданы по принципу детального «стенографического» бытописания, с густой фольклорной орнаментацией. Оказывается сноровка писательницы в воспроизведении сочного черниговского говора, в построении диалогов и внутренних монологов, в характерологічній индивидуализации речи героев.
Квитка-Основьяненко, развивая просветительский положения о позастанову ценность человека, в своей эстетической концепции демократического героя проводил идею о морально-этическое превосходство крестьянина-труженика над господином, выдвинул мнение о предоставлении бесправном тогда крестьянину человеческих прав. Используя опыт сентиментально-реалистической литературы в воссоздании внутреннего мира персонажей из крестьян, Марко Вовчок в изображении крестьянского героя исходила прежде всего из положения о непримиримую классовую позицию крепостного относительно кріпосника. Вслед за Шевченко писательница разворачивает сюжеты и образы остросоциального, антикрепостнического наполнения, которые отличаются большой эмоциональной наснаженістю и направленностью на радикальные общественные изменения. Все это отражало злободневные идеи и настроения времен революционной ситуации в стране.
Почти во всех украинских беллетристов этого периода, хотя и в меньшей степени, чем в прозе 30-х годов, наблюдается сосуществование принципов различных художественных систем, стилевой синкретизм. Сентименталістські принципы характеристики персонажей и организации стиля имеющиеся в общем романтических («Месть верховинца», «Страстная» четверг» Г. Устияновича, «Люба-пагуба» Ю. Федьковича) или реалистических («Хлопская ребенок» Ф. Заревича) произведениях. В отдельных рассказах и повестях еще имеются рецидивы бурлескной манере. В прозе 40-60-х годов происходит формирование реалистического направления, во взаимодействии с которым одновременно развивается романтическое направление, достигает своей зрелости.
Часто романтизм не оказывался в «чистом» виде, а лишь как тенденция в художественной системе реалистического произведения. В созданных преимущественно на романтических началах сказке-повести Марка Вовчка «Кармелюк», сказках «Невольницы», «Лымеривна» отразились настроения революционной ситуации начала 60-х годов; здесь появляются яркие, героико-романтические образы исключительных людей, прославляются свободолюбие, мужественный, несгибаемый дух борцов против социальной несправедливости.
В романтически-возвышенной манере Ю. Федькович изображает необычные события, сильных, волевых героев, бурные страсти, подает красочные этнографические описания в повестях «Люба-пагуба», «Сердце не научить». Для этих, тесно связанных с народной поэзией произведений Марка Вовчка и Ю. Федьковича, как и для романтических произведений других писателей, характерные неординарность многих героев, гиперболизация страстей, приподнятость тона, особая эмоциональность стиля, выражавшаяся в яркости, метафоричности художественного вещания.
Новый этап в развитии украинской художественной прозы открывают П. Кулиш, Марко Вовчок, А. Свидницкий. Прогрессивные мировоззренческие позиции, освоение новых художественных принципов обусловили правдивое воспроизведение ими глубоких общественных антагонизмов, обострение конфликтов между крестьянством и помещиками. Реалистические произведения Марка Вовчка звучали как бескомпромиссный приговор кріпосництву. М. Добролюбов считал ее «Народные рассказы» важным шагом к более глубокому осознанию великой роли народных масс в экономических отношениях. От критики отдельных общественных и человеческих пороков проза переходит к разоблачению всего эксплуататорского строя, активного его возражения.
Элементы социального критицизма присущи и произведениям Д. Мордовца («Солдатка», 1861), М. Чайки (Гуглинського) («Москалева правда», «Староста Семен», 1862), Митра Олельковича (Митрофана Николаевича Александровича) («Жидовская благодарность», «Антон Михайлович Танский», 1861; «Три господа», 1862), Д. Мороза («Бесталанная», 1862). Эти прозаики-«основянцы» писали под влиянием «Народных рассказов» и в жанрово-стилевом плане составили своеобразную школу Марка Вовчка. Д. Мордовцев делает попытки выйти за пределы крестьянской тематики. В рассказе «Звонарь» осуждаются антипедагогічні приемы обучения и воспитания в бурсе, в печальных тонах изображается горькая судьба бывшего бурсака-неудачники. Рассказ «Солдатка» посвящено показу невзгоды, трагедии солдатской жены.
M. Чайка в повести «Москалева правда» разрабатывает социально-нравственную тему губительного действия крепостнических порядков и морали на крестьянскую семью. Рассказ «Староста Семен» идейно направленное против помещиков, представителей местной власти.
Реалистичная проза охватывает значительные массивы передреформеної и пореформенной действительности, отражая прежде всего наиболее существенные тенденции и закономерности народной жизни. Положение угнетенного трудового народа - основа сюжетных конфликтов большинства повестей и рассказов 50-60-х годов XIX ст. Марко Вовчок в «Народных рассказах», «Інститутці» рисует широкую картину жизни крепостного крестьянства, в частности трагической судьбе женщины-крепостной, чей образ становится главным в творчестве писательницы.
В романе А. Свидницкого «Люборацкие» воссозданы трагические для человека последствия наступления новых общественно-экономических условий, изображается жизнь сельского духовенства, которое все чаще попадает в поле зрения писателей («Дьяк», «Записки причетника» Марка Вовчка). Не разработанной ранее в прозе была и тема солдатчины, жовнірства, к которой теперь обратились Марко Вовчок («Два сына»), Ю. Федькович («Сафат Зинич», «Штефан Славич» и др.), Д. Мордовцев («Солдатка»). Животрепещущая и в передреформений время тема разорения «свободного» крестьянства и жизнь батрачества разрабатывается в рассказе Марка Вовчка «Сестра». Тема батрачества достает реалистичное отражение в написанных после реформы романтических произведениях писательницы - «Кармелюк», «Девять братьев и десятая сестрица Галя».
В романе А. Свидницкого «Люборацкие», рассказе Д. Мордовца «Звонарь» ставилась проблема школы и воспитания.
Разрабатывая историческую тематику, украинские прозаики опирались на традиции народных исторических песен и дум, творчество Шевченко и Гоголя. В повестях и рассказах на национально-исторические темы при их доминирующем героико-освободительном пафосе углубляющийся историзм.
В связи с активизацией национально-культурной жизни в Украине во второй половине 50 - начале 60-х годов XIX в. в литературном процессе, наряду с магистральной линией реалистического направления с его масштабностью и громадянськістю проблематики, оппозиционностью относительно существующего режима, с его історизмом и психологизмом, развивается идейно-стилевое течение, которое получило название этнографически-бытовой школы 2. ее составляло широкий круг писателей (главным образом прозаиков), которые следовали выдвинутым П. Кулешом эстетически-методологическим принципам так называемой этнографической достоверности и выступали преимущественно в «Основе» и газете «Черниговский листок» (1861 -1863), а на западноукраинских землях - в журналах «Вечерниці» (1862-1863), «Цель» (1863-1865), в неперіодичному сборнике «Галичанин» (1862-1863).
Существенными факторами появления этнографически-бытовой школы были пример И. Котляревского, этнографизм и фольклоризм Г. Квитки-Основьяненко, фольклоризм Т. Шевченко и особенно Марка Вовчка. Объединяла школу, ее идейно-художественную систему и цель служения художественным словом национально-народным интересам, использование и развитие принципов народной эстетики, близость творческих принципов. Участники школы руководствовались идеей народности (хоть и трактованной сужено) литературы как в плане мировоззрения, так и в художественных принципах. Эстетические представления о роли писателя сводились к задачам точного отображения быта, обычаев, обрядов, этики, этнопсихологии народа, содействие его нравственному воспитанию. Привлекали их дух седой старины, подлинность свидетельств очевидцев давних событий. Все это писатели стремились передать с фактографічною точностью, а нередко и с натуралистическим эмпиризмом. Один из характерных признаков школы - изображение действительности без особого углубления в социальные процессы, без проблемно-критического анализа общественных закономерностей и широкого реалистического обобщения.
В отыскании концепции национального развития, в развитии программы углубления в народе его национального самосознания, инстинкта самосохранения нации и в выработке эстетических принципов одним из самых влиятельных руководителей этнографически-бытовой школы стал П. Кулиш," который утверждал, что важнейшим требованием к художественного произведения должна быть верность изображения нравов народа. В своем известном письме-послании к галицких писателей он подчеркивал, что их литературной школой должна быть не школа Шевченковская, а этнографическая.
В идейно-эстетической программе этнографически-бытовой школы сказалась и ограниченность тематики, проблематики и характеров. Художественное познание народной жизни преимущественно в его обиходно-обычном и морально-бытовом аспектах характеризует значительную часть прозаической творчества «основ'ян», в частности одного из талантливых современных прозаиков А. Стороженко (юмористически-дидактические рассказы из разделов «Основы» «Из народных уст», «Человеческая память о старине», произведения из цикла «Рассказы Гриши Клюшника»), П. Кулиша (рассказ «Серая кобыла», «Мартын Крюк»), А. Свидницкого как автора рассказов и очерков (рассказ на фольклорные сюжеты «Против силы не попрешь, с чем родился, с тем и умрешь», «Недоколисана»), Д. Мордовца (рассказ «Звонарь»), Митра Олельковича (рассказ «Проскурка», «Три господа»).
В типичных представителей этнографически-бытовой школы принадлежали М. Номис (Симонов) («Дед Мина и баба Мй-ныха», «Тетя Настя», «Рождественские святки»), С. Нос («Шворин род», «Метель»), Я. Кухаренко («Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны», «Вороной конь»), Ганна Барвинок (семейно-бытовые рассказы «Лихо не без добра», «Сиротский сожалению», «Не было детства, не будет и д'останку», «Домашняя беда»), В. Коховский (стилизованные «сказания» в цикле «Из народных уст»).
К «Черниговского листка» попадали слабее, по сравнению с публикуемыми в «Основе», семейно-бытовые рассказы, часто с мелодраматическими окончаниями («Не каждый день бред, порой и правда», «Монашеская пустота», «Вузу могилы», «Искренняя любовь» П. Кирякова, «Петр Спица» С. Овечки, «Хутор Маковка» П. Кулиша), рассказы и очерки дидактически-развлекательного содержания П. Кулиша, М. Номиса, М. Раздольного. В «Вечерницях», «Цель», «Зори Галицкой», сборнике «Галичанин» выступали Ф. Заревич (рассказ «Две матери», «У страха глаза велики» и др.), А. Кралицкий (рассказ «Казнь неба», «Пастырь в долинах»).
Для художественного творчества писателей этнографически-бытовой школы характерно широко детализированное изображение народного быта, интенсивное введение фольклорных текстов (нередко это была лишь легкая литературная обработка уснопоетичних сюжетов: ряд рассказов и очерков цикла «Из народных уст» в «Основе»), построение изложения в устно-монологічній форме живой народной сказания. Прослеживается склонность к идеализации старины (О. Стороженко), естественной жизни крестьянина-хуторянина (П. Кулеш).
Разрабатываемые иногда конфликты социального содержания достают облегченное решение. Причины человеческого страдания объясняются моральными факторами или связываются с роком («Не было детства, не будет и д'останку» Анны Барвинок). В характерології наблюдается перенос в произведение конкретных жизненных прототипов, статичность изображения страдницько-пассивной личности, отсутствие у героев стремление изменить тяжелые обстоятельства своей жизни, слабость причинно-следственных связей между индивидом и обстоятельствами. В способах портретирования преобладают документально-описательный (О. Стороженко), или эмоционально-экспрессивный («Наталь-озеро» М. Димського), этнографический (большинство писателей) подход, хотя изредка случается аналитически-психологізоване портретирования (София в рассказе Митра Олельковича «Пьяница»).
В то же время было бы неправильным выводить этнографически-бытовой школу взагалаі за рамки реалистичности. В ряде произведений ее представителей заметное расширение обсервации народной жизни, психологии народа, его морально-этических норм, воспроизведение его исторической памяти. В пределах своей проблематике эти писатели продемонстрировали расширение самих средств и приемов художественной интерпретации бытия, обогащение литературы народнопоетичними мотивами и средствами образности, непринужденностью и красочностью народной речи, богатством лексической синонимики. Некоторыми своими произведениями «основянцы» тяготели к романтизму (О. Стороженко, П. Кулеш), другими - к реализму (повесть-очерк О. Стороженко «Воспоминания о Никиты Леонтьевича Коржа», рассказы Д. Мордовца «Солдатка», Митра Олельковича «Пьяница», Д. Мороза «Бесталанная», Г. Чайки «Москалева правда», повесть П. Кузьменко «Не так ждалося, да так сложилось»). Традиции этнографически-бытовой школы продолжались и в 70-80-е годы и позже, в частности в художественной прозе Анны Барвинок, Днипровой Чайки, Т. Зеньковского, Г. Коваленко (Коломацкого), М. Кононенко, В. О'Коннор-Вилинской, Бы. Познанского, Т. Сулимы и др.
Ведущие украинские белетристи 40-60-х годов отходят от рационализма и дидактики просветительского реализма, развивают эстетические принципы реалистического направления. В прозе формируются ведущие принципы классического реализма. Ход действия или судьбу героев в конечном итоге определяют уже не случайное стечение обстоятельств, не воля злых или добрых людей, а общественные обстоятельства. Усиливается внимание к социальной природы человека, материальных условий ее существования. В основу типизации, художественного анализа кладется понимание каузальной зависимости характера человека от условий жизни. Обогащаются опыт психологической характеристики персонажей, приемы и средства художественного изображения. Начатый Квиткой-Основьяненко переход от односторонности и статичности внутреннего мира героев художественного изображения его неоднозначности и изменчивости начинает перерастать в ведущий принцип; психологический портрет персонажа предстает многомерным, в сложной диалектике развития характера (ряд персонажей «Институтки», «Люборацьких»). Развитие белетристами реалистического способа изображения оказывался в отходе от фольклорной імперсональності и стереотипности в сторону индивидуализации персонажей, с более широким использованием психологически-бытовой детали (герои произведений Марка Вовчка и А. Свидницкого, София из рассказа Митра Олельковича «Пьяница»).
Писатели сосредотачивают внимание прежде всего на типичных героях из самых низких слоев и нечеловеческих обстоятельствах их жизни. Расширяется круг крестьянских героев. На смену Квітчиним мужским образам типа Алексея («Сватанье на Гончаровке»), Левко («Козырь-девка»), Петра («Несчастная Окса-на»), Трофима («Перекати-поле»), отмеченным чертами сентиментальной чувства и гражданской пассивности, среди персонажей из крестьян-тружеников появляются герои решительные, волевые, способные к активному протесту против угнетателей (Назар, Прокоп с «Институтки» Марка Вовчка). Марко Вовчок одной из первых вводит в украинскую прозу образ современного крестьянина-протестанта. «В украинской литературе, - писал О. И. Белецкий,- этот протестант стал героем социальных повестей и романов, начиная с 60-х годов XIX ст. Эти социальные произведения о крестьянстве... были своеобразным вкладом украинской литературы в мировую литературу.
Герой этих произведений - это реальный борец против социальной несправедливости, против угнетателей трудового народа на разных этапах его исторического существования... В одной литературе этот образ не был так крепко связан с крестьянской тематикой, не пережил такой разнообразной и знаменательной эволюции» 3. В рассказе-очерке М. Чайки «Староста Семен» выводится образ мстителя из сельских тружеников Ярошенко, который убивает жестокого войта.
В условиях подъема романтического движения рождаются под пером П. Кулиша (роман «Черная рада») такие монументальные, ярко выписанные романтические образы национальных героев, как борцы за укрепление государственности Украины полковник Шрам и гетман Сомко, как запорожец Кирилл Тур, которого Кулиш считал символическим воплощением украинского национального характера.
Революционная ситуация начала 60-х годов, актуальные задачи и перспективы освободительного движения, дальнейшее развитие романтического типа художественного мышления обусловили появление романтично-возвышенных образов мужественных борцов, ярких фигур народных вожаков в творчестве Марка Вовчка («Кармелюк», «Невольница», «Маруся»).
В поле зрения писателей попадает різночинець (повесть «Хлопская ребенок» Ф. Заревича, роман «Люборацкие» А. Свидницкого). В повести Ф. Заревича «Хлопская ребенок», по словам И. Франка, «уперве в нашем писательстве выведено мужицкого сына, добивается университетского образования и независимого интеллигентного положения адвоката» [41, 317]. Среди литературных героев появляется украинский интеллигент (рассказ О. Конисского «Пропащие люди», «Перед миром»).
Украинские прозаики обратили внимание на такое характерное явление времени, как барский «либерализм». Он развенчивается в образах господ-либералов в повести «Институтка» и других произведениях Марка Вовчка, в сатирическом рассказе «Господин-народолюбець». Каховскому.
Одной из особенностей украинской прозы этих десятилетий является почти полное отсутствие произведений, специально посвященных изображению современного «высшего» мира. Тогдашняя жизнь дворянства попадает в сферу художественной прозы преимущественно с целью показа эксплуататорской сути его представителей.
С углублением идейного содержания, расширением тематики и проблематики украинской художественной прозы разнообразнее ее жанрово-структурные особенности, обогащается диапазон внутріжанрових разновидностей, жанровая природа повести и рассказы, сложившейся в 30-е-40-е годы в художественной практике Квитки-Основьяненко.
Доминирующим жанром был рассказ с его возможностями оперативного отклика на жизненные события. Оно приобретает широкое внутріжанрового разветвления. Продолжает развиваться традиционное для времен Квитки-Основьяненко олітературене народное повествование, построенное на принципе фабульной занимательности («Недоколисана» А. Свидницкого, «Влюбленный черт», «Это такая баба, что черт ей на маховых вилах сапоги отдавал», «Учи ленивого не молотом, а голодом», «Не впусти рака рта» О. Стороженко, «Глупый гуцуляк», «Чудатий конь», «Адам и Ева» Ю. Федьковича). Близки к этой группе рассказов сказки М. Костомарова «Торба» и «Лови», сказки-анекдоты П. Кулиша «Цыган», «Півпівника», «Серая кобыла»,«Очаковская беда».
Этнографически-бытовой характер носят рассказы М. Устияновича «Страстной четверг», «основ'ян» М. Номиса «Дед Мина и баба Миниха», «Тетя Настя», С. Носа «Метель», «Шворин род», а также «Сиротский сожалению», «Несчастливая судьба» Анны Барвинок, отмечены чертами дидактизма. В этих и других рассказах писательницы нередко выступает и социально-психологический элемент. Обширные торгово-этнографические описания в произведениях этой группы предопределяли деконцентрованість художественной мысли, лишали художественную структуру сюжетной упругости.
Получают распространение рассказы идиллического характера, особенностью которых является бесконфликтность, гармония героя и окружения, живописность изображаемого фона, показ в идеализированных тонах мирного, беззаботного, близкого к природе жизни простых людей, восхищение счастливыми человеческими судьбами, искренними отношениями, добрыми человеческими характерами, патриархальным укладом жизни. Хрестоматийным образцом повествования-идиллии является «Арина» (1844) П. Кулиша, где созданы яркую романтическую картину идиллических, добросердечных семейно-бытовых взаимоотношений людей патриархальных времен.
Идиллическое восприятие и воспроизведение действительности характерны для «Девичьего сердца» П. Кулиша, рассказов «Прокоп Иванович», «Дорош» О. Стороженко, «Лихо не без добра», «Осенью лето», «Домонтар» Анны Барвинок. По жанрово-стилевым принципами идиллии созданное рассказы Марка Вовчка «Сон», где воспевается в духе народных лирических песен и поверий осуществления девичьей мечты о семейном счастье, идеала судьбе женщины-крестьянки, который в сборнике «Народные рассказы» резко контрастирует с реальной трагической судьбой героинь-крепостных из рассказов «Горпина», «Одарка», «Казачка». Идиллическим принципу картинности пользуется писательница в других рассказах: в некоторых из них создаются идиллические начала для контраста с трагическими окончаниями («Чумак»). Появилась в тогдашней малой прозе и сатирическая идиллия, или антиідилія (рассказ В. Каховскому «Пан-народолюбець»).
Возникает ряд рассказов балладного типа, которые чаще всего были генетически связаны с легендами, песнями-балладами, фантастикой народных верований. Среди них - романтические образцы малой прозы «Чары», «Свекровь», «Максим Держатель», «Данило Гурч» Марка Вовчка. До рассказов балладного типа принадлежит «Надменная пара» П. Кулиша. Для них характерны необычность изображаемых событий, ситуаций, человеческих судеб, драматическая напряженность сюжета и бурность его развития, эмоциональная наснаженість, экспрессивность стиля. Героями их являются волевые, духовно сильные натуры из народа.
Характерную и самую большую группу малой прозы в ее лучших образцах составляют социально-бытовые рассказы, среди которых выделяются трагические социально-проблемные произведения Марка Вовчка «Казачка», «Одарка», «Горпина», «Два сына», «Ледащиця», представляли собой новый жанровая разновидность художественной прозы. Здесь в формах малой прозы мастерски, на уровне высокой поэзии разрабатываются важные общественные проблемы. Импульс для развития социально-бытового повествования, расширение его тематики дали «Народные рассказы» Марка Вовчка. С влиянием Шевченко и марко Вовчок связана тенденция ухода прозаиков от основ этнографического бытописания и углубление социального и психологического анализа («Солдатка» Д. Мордовия, «Не так ждалося, да так сложилось» П. Кузьменко, «Староста Семен» М. Чайки, «Пьяница» Митра Олельковича, «Штефан Славич», «Кто виноват?» Ю. Федьковича) .
Новым жанровой разновидностью в украинской прозе было историческое повествование. В русской литературе со второй половины 30-х годов уменьшается увлечение историческими жанрами, в украинской с 40-х годов начинается их расцвет. Большинство произведений этого жанра строилась на основе народных легенд, преданий, сказок и исторических песен. Марко Вовчок, как и Шевченко, воспевала героику прошлого с целью постановки современных проблем освободительного движения («Невольницы»). Другие задачи ставились в исторических рассказах О. Стороженко «Прокоп Иванович», П. Кулиша «Мартин Крюк» (в последнем, например, гайдаматчина трактуется как разбой) .
Активно разрабатывается жанр психологически-бытового повествования («Павел Чернокрыл» Марка Вовчка, ряд рассказов Ю. Федьковича, «Не так ждалося, да так сложилось» П. Кузьменко, а также «Сиротский сожалению», «Домашняя беда», «Не было детства, не будет и д'останку», «Несчастливая судьба» Анны Барвинок).
В жанрово-структурных особенностях украинской малой прозы 40-60-х годов преобладают розлогість, обстоятельность, «оповідальна» («сказова») манера. Однако четко прослеживается уже новелістична тенденция, что проявляется в содержательно-структурной концентрированности, психологической наснаженості, сюжетно-композиционной упругости, драматической заостренности, а также в энергичности стиля; применяются сквозная сюжетотворча деталь, прием «второго смысла», характерный новеллистический способ типизации. Такие произведения, как «Ледащиця» Марка Вовчка, новеллы «Таліянка», «Сафат Зинич» Ю. Федьковича, в эволюции украинских прозаических жанров составляют переходный этап к социально-психологической новеллистики И. Франко, О. Кобылянской, В. Стефаника. Ранними образцами новелістичного жанра является «Усы» и «Игла» В. Стороженко.
Марко Вовчок вводит в украинскую литературу сказочное повествование («Невольницы») и социально-бытовую сказку («Девять братьев и десятая сестрица Галя»). В сказочном жанре выступали и другие писатели - М. Костомаров («Торба»), А. Стороженко («Влюбленный черт», «Чертова корчма»).
Начинает разрабатываться жанр художественного очерка, в котором оказываются преимущественно этнографические интерес писателей (этнографически-художественные очерки А. Свидницкого «Злой дух», «Ведьмы, волшебницы и опирі,..», М. Номиса «Рождественские святки», путевых этнографический очерк Анны Барвинок «С дороги»). Выразительные жанровые черты социально-бытового беллетристического очерка имеют «Старый Ефрем» (1849) Г. Устияновича, «Староста Семен» (1862) Г. Чайки, «Три господа» (1862) Митра Олельковича. Цикл очерков опубликовано в «Основе» под рубрикой «память о старине». в 1863 году во львовском журнале «Мета» печатаются социально-бытовые очерки Марка Вовчка «Письма из Парижа». Писатели-«основянцы» широко разрабатывают фольклорно-оповідні формы для журнальной рубрики «Из народных уст».
Наряду с повествованием развивается повесть. Эта эпическая форма после Квитки-Основьяненко эволюционирует, появляются новые разновидности ее - социальная повесть («Институтка» марко Вовчок), историческая повесть («Сечевые гости» П. Кулиша), историческая повесть-сказка («Кармелюк» Марка Вовчка).
Помещен уже в первом сборнике Марка Вовчка произведение «Сестра» выделяется среди рассказов своими жанровыми признаками, в частности эпической широтой он приближается к повести. Чертами повістевої структуры обозначены идиллия П. Кулиша «Орыся», «повестка» М. Устияновича «Месть верховинца». На грани между рассказом и Повестью стоит ряд произведений Ю. Федьковича («Люба-пагуба» и др.), Анны Барвинок, П. Кузьменко.
В «Основе» печатаются социально-бытовые повести М. Чайки «Москалева правда» (1862), Д. Мороза «Бесталанная» (1862), написанные под влиянием обличительных произведений Марка Вовчка. Эти повести, как и «Хлопская ребенок» Ф. Заревича, созданные в реалистической манере (у Заревича прослеживаются и элементы сентиментализма).
Социально-бытовая повесть «Хлопская ребенок» просветительским воспитательным сюжетом, что отражает процесс формирования характера личности, близкая к роману воспитания.
Исторические повести имели романтический характер, создавались на фольклорной основе (повесть-сказка Марка Вовчка «Кармелюк», повести П. Кулиша «Хмельниччина» (1861), «Сечевые гости» (1862), А. Стороженко «Марко Проклятый»).
Таким образом, основными формами художественной разработки наиболее актуальных социальных и эстетических проблем современности оставались рассказы и повесть.
Общие жанровые особенности большинства рассказов и повестей этого времени - простота интриги, прямолинейность композиции, последовательное эпическое развертывание сюжета, построенного на логике жизненного течения событий; в эпическую систему нередко вплетается лирический элемент; усиливается внимание к изображению социально-бытовых обстоятельств как фактора формирования характеров, к бытовой и психологической детали как средства характеристики персонажей; происходит высвобождение стиля от преднамеренной простакуватості; визначніші лиро-эпические произведения отличаются мягкостью, поэтичностью стиля, органичностью сочетания фольклорно-песенной и разговорно-бытовой стихий речи. Душевное состояние героев изображается довольно часто за помощью фольклорной поэтики. Делается попытка параллельного развития нескольких сюжетных линий (повесть М. Чайки «Москалева правда»).
Господствующее положение в процессе развития реалистической прозы завоевывает основана Марко Вовчок (рассказы, повесть «Институтка») социально-бытовая течение, которая выражала главные идейно-эстетические задачи тогдашней литературы. В русле этого течения появились лучшие рассказы и повести Д. Мордовца, П. Кузьменко, М. Чайки, Д. Мороза, Ф. Заревича, Митра Олельковича, А. Конисского, а с конца 60-х годов - и произведения И. Нечуя-Левицкого. В 60-х годах возникают признаки социально-психологической течения («Павел Чернокрыл», «Три судьбы» Марка Вовчка, «Люборацкие» А. Свидницкого).
В 50-60-х годах украинская проза вышла за пределы повести - к роману. В украинской литературе просветительского реализма еще не было произведено жанра романа. Причинами этого были емпіричність подхода, недостаточность широты охвата, обсервации, осмысление связей человека с действительностью, отсутствие должного опыта, накопленного тогдашней национальной литературой и эстетической мыслью. Коренная же причина крылась в подавляющем обращенности украинской литературы просветительского реализма к темам из жизни крестьянства, а тогдашнее крестьянское жизни отмечалось неразвитостью общественных отношений, которые и были объектом изображения в романних жанрах тогдашних развитых европейских литератур. По той же причине до второй половины XIX в. не создано романов из жизни крестьянства даже в розвиненішій русской литературе. В статье «Черты до характеристики русского простонародья» М. Добролюбов писал: «Мы не можем искать у него (Марка Вовчка. - О. Г.) эпопеи нашего народного жизни - это было бы уже слишком много. Такой эпопеи мы можем надеяться в будущем, а теперь пока что ничего еще и думать о ней. Самосознание народных масс далеко еще не вошла у нас в тот период, в котором она должна выразить всю себя поэтическим способом...» 4
Таким образом, преобладающая в ЗО-40-х годах в украинской прозе крестьянская тема не могла реализоваться в романному жанре. Со второй половины 40-х годов в прозе проявляется тенденция к расширению творческой обсервации действительности, к панорамности изображения, к синтезу, создание картины жизни целого общественного организма во всей его многогранности, динамике, развитии, поезд до больших эпических форм.
В русской литературе 50-60-х годов XIX в. роман «становится формой, способной отразить жизнь человека с небывалой для предварительного искусства полнотой, во всех многосторонних связях ее с действительностью, раскрывая при этом субстанціональні черты самой этой действительности» 5.
Формирование этого большого эпического жанра в украинской литературе началось с разработки социально - и национально-исторических проблем - из социально-исторического багатогіроблемного и багатогеройного романа П. Кулиша «Черная рада», созданного на романтических и реалистических началах. Тенденцию поезда украинской реалистической прозы до больших эпических форм выражал написан главным образом на современном материале из жизни духовенства социально-психологический роман А. Свидницкого «Люборацкие» (1862). Писатель сумел не только уловить те эстетические веяния, которые характеризовали новый этап в развитии мировой литературы, но и реализовать их в жанре социального романа» 6.
Господствующей формой художественного изложения в рассказах и повестях этого времени была традиционная, основана Квиткой-Основьяненко по народному образцу рассказ, что представляла собой устный монолог человека из демократического, чаще всего крестьянской, среды. Ставилась цель создать максимальное впечатление подлинности изображаемого, оказывалась установка беллетристов на документально-фактическую достоверность как одно из средств художественной правдивости произведений. Доминирующее положение народнооповідної, «сказової» манеры было связано с преобладанием сельской тематики и способствовало приближению литературы к народной жизни, истинному лиро-эпическому воспроизведению народных характеров.
Квітчин рассказчик был, конечно, условной фигурой, преимущественно сторонним наблюдателем; он стоял над героями и аудиторией, что проявлялось и в дидактически-менторских интонациях его тона, с откровенной установкой на дидактические выводы.
Рассказчик Марка Вовчка приобретает новой функции; это уже рассказчик-персонаж, непосредственный участник изображаемых событий, со своими биографией и характером. В ряде произведений он рассказывает главным образом о себе и своих близких («Сестра», «Сон», «Два сына»). Все это придает изображаемому дополнительных признаков достоверности, а произведения в целом большей художественной переконливості. ее рассказчик (чаще всего это женщина-крестьянка) - не только наиболее информированный свидетель события, но и обвинитель, который выносит приговор поступкам персонажей, вникает в проблемы человеческого характера, что свидетельствовало тенденцию перехода от просветительского реализма к реализму классического. В «Інститутці», несмотря на простонародный стиль рассказчицы, достигается многомерное раскрытие характеров и обстоятельств.
Расширение круга рассказчиков способствует расширению обсервации и позиций авторского подхода. В повести М. Чайки «Москалева правда» рассказчиком выступает бывший солдат, в рассказе Митра Олельковича «Пьяница» - офицер, в некоторых произведениях Ю. Федьковича - сам Ю. Федькович как участник событий. В упомянутом рассказе Митра Олельковича появляются переходные формы от рассказа-монолога к описанию. Марко Вовчок производит и способ объективного развития сюжета («Кармелюк» и др.).
В объективно-эпической манере написаны «Черная рада» П. Кулиша, «Люборацкие» А. Свидницкого, «Марко Проклятый» О. Стороженко, «Хлопская ребенок» Ф. Заревича.
В художественной ткани прозаических произведений возрастают эстетические функции пейзажа и портрета. Производятся новые реалистичные и романтические принципы в поэтике и стилистике, хотя в ряде произведений Марка Вовчка, М. Устияновича, Ф. Заревича заметны черты сентиментализма. В лучших образцах прозаических жанров языковая характеристика персонажей приобретает более четкой индивидуализации.
Талантливый прозаик Олекса Петрович Стороженко (1805-1874) следовал традициям Квитки-Основьяненко и Гоголя в юмористическом видении действительности, стилевой манере, в частности в формах комического, оживленной повествования от имени человека из простого народа. К особенностям творческого лица В. Стороженко принадлежит влюбленность его в национальную старину, которая в своих лучших проявлениях мирных времен видится ему - соответственно его гедоністично-оптимистического мировоззрения - как идеал человеческих взаимоотношений и этических норм.
В жанровой системе его творчестве преобладают рассказы-анекдоты и рассказы-характеры. Писатель в своих рассказах и повестях разрабатывает главным образом историко-легендарные и приключенческие сюжеты, идя преимущественно в русле романтизма. Группа же рассказов анекдотического или нарисового характера создана за художественными принципами этнографически-бытовой школы с тяготением к просвітительсько-реалистического письма.
Среди его произведений выделяются опубликованные в «Основе» рассказ «Влюбленный черт», «Маменькино благословение», «Усы», «Межигорський дед», «Игла», «Кондрат Бубненко-Быстрый», «Рассказы Гриши Клюшника», «Суженая». В остроумной новелле «Игла» показано наказания шляхтичем деспотического магната-самодура Потоцкого. Новелла «Усы» отмечается сатирической характеристикой высокомерия и казенного формализма «его превосходительства».
Особой художественной убедительности достигает писатель в произведениях, построенных на непосредственных наблюдениях конкретной жизненной реальности («Усы»), в рассказы о бывалых людей, интересных своей биографией, памятью о событиях прошлого («Кондрат Бубненко-Быстрый», «Воспоминания о Никиты Леонтьевича Коржа»). Для произведений А. Стороженко приметным есть экскурсы в прошлое, которые часто имеют историко-этнографический характер. В прошлом его интересуют преимущественно обычаи, быт запорожцев, организация их военного дела, религиозных и других ритуалов, взаимоотношений между старшиной и казаками, судьба запорожцев после ликвидации Сечи.
. Для произведений А. Стороженко характерна сложная компози-ция, что отличает ее от Квитчиной, Вовчкової и Кулишевой манеры изложения во временной последовательности. Так, авторская исповедь главного героя в рассказе «Кондрат Бубненко-Быстрый» начинается сообщением о том, что этот герой давно уже умер. Далее автор возвращается к своему первому знакомству с столетним тогда уже Кондратом, рассказывает о его интересные поступки и приключения, что происходили на глазах у автора, вставляет рассказы этого деда о событиях прошлого века, в частности о Колиивщине, продолжает произведение рассказом крестьянина-«хозяина», у которого квартировал автор как офицер, про последние дни жизни и смерть Кондрата, потом включает в повествование воспоминания героя о былом побег его, замурованном шляхтой в башне, из тюрьмы. Заканчивается произведение рассказом автора о посещении могилы Кондрата. Сложную композиционную структуру имеет также повесть-очерк «Воспоминания об Никиты Леонтьевича Коржа».
Талант А. Стороженко проявляется в умении схватить в картинах ежедневного быта, обычаев, морально-этических качествах людей существенные признаки времени, черты общественных типов, что в условиях неповноправності украинской литературы, подневольности ее развития, потребности эзоповского языка имело особое значение. Так, в рассказе «Кондрат Бубненко-Быстрый» в виде характеристики сложной «украинской натуры», создание как бы морально-бытового типа отображается немало признаков общественной жизни, прошлой и современной судьбы украинского народа, его оптимизма и неуничтожимости. Автор подчеркивает свое внимание к национальных признаков характера героя (и других персонажей): «Такая уже, видите, украинская натура! Не смеются над чужой беды, а только из своего». Описав трагедию Кіндратрвої дочери (она, защищая себя от одного из шляхтичей, которые резали «женщин и детей тех казаков, поприставали к Теса», убила ножом насильника и себя), А. Стороженко словам Бубненка-Быстрого обобщает: «Видимо, не знал господин ротмистр, что наши казачки колются как те розы».
Напечатан в двухтомнике О. Стороженко «Украинские рассказы» (1863) произведение «Умный врет, чтобы правды добыть» - искусная просвітительськи-реалистичная разработка интригующего сюжета на морально-бытовом материале с казацких времен в жанре рассказа-сказки с признаком своеобразного «детектива», с совершенной художественной структурой.
Важное место в творчестве Стороженко принадлежит напечатанным в «Основе» под рубрикой «Из народных уст» белетризованим обработкам фольклорных юмористических мотивов: «Это такая баба, что черт ей на маховых вилах сапоги отдавал», «Учи ленивого не молотом, а голодом», «Не впусти рака изо рта» и др.
Романтическая повесть «Марко Проклятый» (авторское определение жанра - поэма) осталась незавершенной. О. Сторо-женко написал 12 разделов. После его смерти неизвестный автор дописал XIII-XVI разделы, пользуясь набросками О. Стороженко, его планом и взглядами на «цель и значение этого произведения», как писал о том в предисловии первый издатель повести В. И. Белый 7. Первые главы повести публиковались в 1870 г. в журнале «Правда», полностью (вместе с разделами неизвестного автора) она вышла отдельным изданием 1879 г. в Одессе.
Повесть «Марко Проклятый» написана на основе народных преданий и легенд, о чем свидетельствует сам О Стороженко. В письме к В. И. Белого от 13 декабря 1873 г. он пишет, что Марко Проклятый - это «отверженный скиталец, которого за грехи не принимали ни земля, ни ад. Существует у нас поговорка: «Толчется, как Марко по аду». Стало быть, в изустном предании народа должна существовать и легенда похождений Марка, и вот 30 лет я отыскивал и собирал куски раздробленной легенды и кое-что собрал. Каждый народ имеет своего скитальца: французы - вечного жида Сантенера, испанцы - Мельтона, у немцев и англичан так их много, что не перечтешь, у русских - Кащей Бессмертный, а у нас - Марко. И, кажется, наш-то Марко заткнет за пояс всех скитальцев. Чтобы придать больше живости и разнообразия поэме, я связал ее с войной 1648 года (восстание Хмельницкого). На сцене много исторических лиц: Еремия Вишневецкий, иезуит Залинский, княжна Корецкая, князь Четвертинский, Кривонос, Павлюга, Гуня, Свит и многие другие» .
Обнаруживаются в повести реминисценции из «Энеиды» И. Котляревского, произведений Т. Шевченко, М. Гоголя. В сложной, різношаровій художественной системе повести сочетаются легендарно-мифологический и конкретно-исторический материал, фантастические и реальные планы. Жанрово-стилевая структура произведения связана с традициями западноевропейского готического романа («романа ужасов», «черного романа») второй половины XVIII - начала XIX в., с его склонностью к сверхъестественного и ужасного, и более позднего исторического романа, где судьбы реальных исторических, а также вымышленных героев вплетаются в реальные исторические события. От готического романа и образ «героя-злодея», сильной, волевой натуры с неуправляемыми страстями. От распространенных в России и Украине готических романов, таких как «Вампир» Дж. Полідорі, «Мельмот-скиталец» Ч. Мэтьюрина, «Удольфські тайны» и «Итальянец» А. Радклиф, «Монах» М. Льюиса, в определенной степени происходят и такие характерные особенности повести «Марко Проклятый», как усложненность сюжетной схемы, мотив преступления и его искупления, накопления «ужасного» и интригующе-«таинственного» («вампірство» Марка в детстве; беззаконие - сожительство Марка с родной сестрой; убийство им, как и герой романа «Монах», матери и сестры; ужасные картины пыток: польской шляхтой и иезуитами украинского народа и, как відомщення, украинскими повстанцами шляхты; мистически-«таинственное» назначение Марковой сумки с головами зарезанных им матери и сестры).
Болезненно-уродливые формы человеческих характеров разрабатываются в образах Марка и Кривоноса. Отзвуки поэтики готического романа наблюдается в манере портретирования этих героев.
Определение трагической судьбы Марка как, вечного скитальца О. Стороженко связывает с рождением его в нечеловеческих условиях, Когда его родителям приходилось вести тяжелую борьбу в составе запорожского казачества против врагов Украины. «Вампірство» в детстве привела к формированию демонической, бурной, жестокой и преступной натуры. Марко совершает ряд преступлений, в том числе убийства многих невинных людей. За убийство матери и сестры его проклинает отец с того света. Марко бродит по миру, пытаясь искупить свои безмерные грехи согласно библейских заповедей, христианских морально-этических ценностей, интересов освободительной борьбы украинского народа.
Авторский субъективизм в трактовке событий освободительной борьбы украинского народа против польско-шляхетского господства в Украине, а также определенное жанровой поэтикой готического романа накопления в произведении ужасов приводят к однобокому описанию народной борьбы только как жестокого истязания врагов, а то и невинных жертв.
Выдающийся сподвижник Богдана Хмельницкого Кривонос показан олицетворением великой ненависти украинского народа к своим угнетателям и мучителям типа Иеремии Вишневецкого. Однако историческая фигура Кривоноса вышла в повести искаженной вследствие наделения ее лишь гротескными чертами невероятно ужасного палача.
В драме «Гаркуша» (1862), созданной на просвітительсько-реалистических началах, известный в XVIII в. предводитель народных мстителей Семен Гаркуша выступает благородным разбойником, который под влиянием своей любовницы сотнички Маруси «перевоспитывается» и идет по своим разбойничьим отрядом в сечевики для борьбы «с бусурменами».
Произведения А. Стороженко русском Языке - цикл «Рассказы из крестьянского быта малороссиян» (1857-1858), повести «Братья-близнецы» (1857), «Тетушкина молитва» (1864) - написаны преимущественно в реалистической манере на материале собственных наблюдений писателя во время его пребывания в разных местах Украины.
О. Стороженко внес существенный вклад в развитие украинского литературного гумористики, в воссоздание образа исторической Украины в памяти современников, в частности в изображение быта украинского казачества; он обогатил формы организации сюжета, объективной повествования от лица автора, средства романтической поэтики.
Типичным выразителем новаторских поисков реалистической литературы 50-60-х годов XIX в. стал Анатолий Патрикійович Свидницкий (1834-1871). Писательский путь его начинается циклом «Народные рассказы» («Против силы не попрешь, с чем родился, с тем и умрешь», «Недоколисана»), созданным на фольклорных мотивах, не опубликованных при жизни. Выступал А. Свидницкий с художественно-этнографическими очерками («Великдень у подолян», «Ведьмы, волшебницы и опирі»), со своеобразными «физиологическими очерками» («Нищие», «Пачковози»).
Выдающимся произведением писателя-демократа является проблемный социально-психологический роман «Люборацкие» 9 (написан в 1862 г., опубликован 1886 г.), который был свидетельством перехода украинской реалистической прозы до масштабных эпических полотен из жизни современного общества, до широкого художественного обобщения сложных социальных отношений пореформенной эпохи, к объективно-описательную форму изложения. Роман посвящен прежде всего самой главной проблеме тогдашней украинской литературы - изображению противоречий между потребностями духовного и нравственного развития человеческой личности и общественными условиями, которые препятствуют этому.
«Люборацкие» выражали тенденцию реалистической прозы к привлечению в художественный анализ новых и новых массивов социальной действительности, дальнейшего выхода за пределы крестьянской тематики и проблематики. Изображается жизнь духовенства, художественно осмысливается система образования в духовных училищах, что в украинском литературном процессе первой половины XIX в. почти не было предметом эстетического интереса. Многоплановая художественная система романа «Люборацкие» охватывает все разнообразие структуры жизненного строя духовенства, выходя в раскрытии общественных взаимосвязей за пределы этого сословного среды.
А. Свидницкий из собственного опыта был хорошо знаком с бытом и обычаями клана духовенства, с условиями образования и воспитания в тогдашних духовных училищах и частных пансионах, понимал и оценивал их из реалистичных просветительских позиций.
Раскрывая конкретные общественные процессы, жизнь «голодного духовенства» во всем разнообразии и сложности, писатель показывает трагический упадок патриархальной семьи Люборацьких в двух поколениях, гибель ее членов под давлением новых социально-экономических условий, реакционно-бюрократических порядков середины XIX в., достигая достоверности в изображении жизни духовенства, «его зависимости от экономически сильной здесь польской шляхты» 10. Писатель показывает социальную психологию и морально-этическое сознание духовенства, структуру его общественных связей, тенденции его развития. Анализируется процесс разложения старосветской, не приспособленной к новым условиям поповской семьи, захват господствующих позиций в обществе, в духовных училищах, в органах церковной власти, на лучших доходных приходах аморальными дельцами, развращенными робусинськими, Петропавловськими и им подобными, которые являются разрушителями гуманистических начал, всего святого в людях и самых добропорядочных и честных людей.
Остро ставится в романе проблема воспитания молодежи в мире социальной несправедливости. Свидницкий разоблачает мертвую схоластическую, варварскую систему обучения и воспитания, которая искажает, калечит, разрушает личность, в частности предопределяет трагическую судьбу мечтателя-разночинца Антося Люборацького. Самодержавно-бюрократическое общество не убило еще в одаренной, неординарной натуре героя стремление к справедливости, ко всему светлому. Антосьо пытается сопротивляться темному миру обскурантизма: это и своеобразный «бунт» героя в семинарии, за который он дорого заплатил, и мечта, что, «выйдя на попа», он откроет школу для крестьянских людей, будет стоять «за общество перед господином, перед судом, перед царем». Однако эти намерения реализовать Антосьо не смог.
«Люборацкие» стали значительным шагом украинской прозы в углублении художественного психологизма. Этот первый украинский социально-психологический роман, хоть и написан почти одновременно с повестью Марка Вовчка «Три судьбы», относительно художественного психологизма стадіально стоит выше повести писательницы. В центральном герои романа органично сочетается психологическая характеристика с анализом идеологической сути общественных явлений.
Особая заслуга Свидницкого - в художественном выражении сложности и противоречивости психического состояния человека, в изображении душевной жизни в его противоречиях. Так, в отличие от цельных, но чаще всего одноплановых характеров Г. Квитки-Основьяненко и Марка Вовчка, Свидницкий значительно усложняет психологическую характеристику, создает внутренне антиномичный характер героя. Противоречивость внутреннего мира Антося, раздвоенность его социальной морали, жизненных принципов под действием различных общественно-бытовых факторов проявляются в самых разнообразных помыслах, настроениях и поступках. С одной стороны, он обнаруживает привитые бурсой неискренность (по свидетельству самого героя, его душа «не привична правду высказывать, а все выкрутасом и выкрутасом, чтобы миновать ловушки»), грубость и оскорбительность в отношении сестер, аморальные поступки. С другой - обнаруживаются в него черты одаренной натуры, способности к обучению, отвращение к «свинству» поповской молодежи, способность тонко и глубоко чувствовать музыку и выражать игрой на скрипке свои самые сокровенные желания и чувства. А. Свидницкий показал большой груз духовного угнетения личности реакционно-бюрократическим режимом.
В романе разоблачаются проявления русификаторской политики царизма в Украине - требования к школьникам отказываться от употребления родного языка, наказание за «мужские», то есть украинские слова. В образе Массе Люборацької Свидницкий одним из первых в украинской литературе показывает, как игнорирование моральных ценностей народно-национальной среды разлагает личность, обуславливает ее вырождения и деморализацию.
Реалистичное изображение писателем состояния образования и административной организации службы духовенства, насаждения реакционного антиукраинского элемента, процветания различных морально деградированных оборотней, преследование живой мысли и гуманистических стремлений - живое зеркало порядков всей государственной системы.
На западноукраинских землях в результате колониальных условий и политики денационализации украинского народа, неразвитости социальной структуры общества, оторванности от основной части Украины, притлумленості национального самосознания, удаленности украинской интеллигенции от общественной жизни развитие литературы, особенно прозаических жанров, происходил с некоторым опозданием. Среди заметных явлений прозы этого периода - романтические «повестки» продолжателя просветительских и романтических традиций «Русской троицы» Г. Устияновича «Месть верховинца» (1849), «Страстной четверг», созданные по мотивам народных легенд, сказок и песен о повстанцев. Тема опришковщины разрабатывается также в рассказе «Сын разбойника» (1862) Ф. Заревича (1835-1879), который, кроме того, откликался на новые идеи 60-х годов, в частности в повести «Хлопская ребенок» (1862) вывел своеобразный образ разночинца.
Самым выдающимся прозаиком на западноукраинских землях этого времени стал Юрий Федькович. Путь Федьковича-прозаика начался красочно-поэтическими повестями, рассказами и новеллами из жизни буковинского крестьянства, в центре которых семейно-бытовые проблемы («Люба - пагуба», 1863; «Таліянка», 1864; «Собрат», 1865; «Безталанне закохання», 1867). Доминирующие в их художественной системе романтические принципы проявляются в разработке необычных, острых конфликтов, внутреннем драматизмі и напряженности сюжетов, в возвышенной поэтизации гордых и сильных натур, в бурности, гипертрофированности чувств героев.
В рассказах и новеллах «Штефан Славич» (1863), «Кто виноват?» (1863), «Сердце не научить» (1863), «Сафат Зинич» (1865), «Три как родные братья» (1865) реалистично изображается трагическая судьба гуцулов - солдат императорской армии с ее жестокой муштрой, кийковим режимом, с бездушностью военной верхушки. Такие же сильные и правдивые картины ярко отражают тяжелое состояние буковинской крестьянской бедноты, батрачества. В разработке жанровых форм Ю. Федькович эволюционировал от «повестки», пространного повествования к новеллы; в частности, он - один из первых в украинской литературе создателей психологических новелл.
На Закарпатье условия для развития прозы были еще менее благоприятные, чем в Галичине и на Буковине. Те немногочисленные рассказы, повести, очерки, которые появились здесь в 50-60-е годы XIX ст., написаны «язычием» и принадлежали к устаревшей классицистической или сентиментально-романтической школы. Среди этих произведений - «ідільська повесть от древних русин времен» «Милен и Любица» (1851) зачинателя новой украинской литературы В Закарпатье. Духновича. Повесть была первым образцом сентименталістської литературы Закарпатья. Духнович изображает искреннюю любовь и страдания «чувствительных» героев, преодоление ими трудностей в достижении личного счастья. Выступал А. Духнович в жанрах очерка («Память Щавника»), коротких поучительных рассказов, предназначенных для его «Букваря» («Великодушие», «Образ жизни»). Заслуживают внимания очерк «Путевые впечатления на Верховине» (1867) В. Митрака (1837-1913), сатирический рассказ «Люди в железных шляпах» Т. Сільвая, рассказы А. Кралицького.
Своеобразие эпохи 40-60-х годов XIX века, в Украине в развитии прозы определяется решительной активизацией созидания в прозово-эпических жанрах во второй половине 50-х - начале 60-х годов, процессами утверждения художественных принципов романтизма («Черная рада» П. Кулиша, «Кармелюк» Марка Вовчка, «Марко Проклятый» О. Стороженко) и формирование основного комплекса творческих принципов реализма, который рождался в связи с возросшей потребностью раскрытия сущности усложненного по сравнению с предыдущим временем, общественной жизни, с углублением научно-реалистического миропонимания, с новым, более высоким уровнем социально-гражданской сознательности, зрелости художественно-эстетического мышления («Казачка», «Институтка», «Два сына» Марка Вовчка, «Люборацкие» А. Свидницкого, «Две московки» И. Нечуя*Левицкого).
Эстетика романтизма способствует переборенню ограниченности просвітительсько-реалистического принципа отражения жизненной эмпирика, отражению сложности и противоречивости духовного мира человека, активизации авторского творческого начала и фантазии относительно художественного переосмысления реального мира. Влияние романтизма на реалистическую прозу придавал ей особый поэтически-эмоциональной окраски и тональности, усиливал ее художественный историзм.
Принципиальной закономерностью развития прозы в середине XIX в. была тенденция к расширению диапазона художественного исследования современной и исторической действительности и создания целостного обобщенного образа, до разработки сложных, синтетических жанровых форм, призванных воссоздать во многих аспектах и связях и общие закономерности, и конкретику усложненного механизма общественной и личной жизни. В художественной прозе усиливается выдвинутая Т. Шевченко на первый план преобразовательная общественно-практическая роль литературы. Существенно обогащается система прозаических жанров - в ней появляются роман, социальная и психологическая повесть, очерк, целый ряд новых жанровых разновидностей рассказов и др. Разнообразятся индивидуальные варианты и разновидности жанров повести и рассказы, происходит более глубокая дифференциация индивидуальных стилей.
Ведущим способом изображения и выражения авторской идеи в реалистической прозе Марка Вовчок, А. Свидницкого, О. Стороженко, А. Конисского И. Нечуя-Левицкого является достоверное художественно-образное воспроизведение действительности в формах самой действительности. В романтических произведениях писатели (в частности, Марко Вовчок, А. Стороженко) нередко прибегают к условности, фантастики, гиперболизации, гротеска. Обогащаются образно-стилевые формы эпического изображения, сама литературная речь.
Задача описания сложных, противоречивых процессов действительности и человеческих характеров предопределяют творения багатоманітніших, універсальніших, чем раньше, средств поэтики, художественного стиля.
Лучшие творческие достижения таких прозаиков, как П. Кулиш, Марко Вовчок, А. Свидницкий, стали заметным вкладом в европейскую художественную эпика.
В 40-е - 60-е годы XIX в. был подготовлен грунт для выдвижения прозаических жанров на первый план литературного развития. В конце 60-х - начале 70-х годов появляются монументальные прозаические полотна И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, а в середине 70-х годов - прозаические произведения И. Франко.
1 Мищук Г. С Украинская повествовательная проза 50-60-х годов XIX ст. К., 1978. С. 166.
2 см Шире.: Мищук Г. С Украинская повествовательная проза 50-60-х годов XIX ст.
3 Белецкий А. Украинская литература среди других литератур мира // Собр. трудов: В 5 т. К., 1965. Т. 2. С 44.
4 Добррліобов Н. А. Черты для характеристики русского простонародья // Собр. соч.: В 9 т. М.; Л., 1963. Т. 6. С. 228.
5 Утехин Н. П. Жанры эпической прозы. Л., 1982. С. 64.
6 Хропко П. П. Анатолий Свидницышй // Свидницъкий Анатомй. Роман. Рассказы. Очерки. К., 1985. С. 15.
7 Стороженко О. Произведения: В 2 т. К., 1957. Т. 1. С 134.
8 Там же.
9 См. шире: Сиваченко М, Есть. Анатолий Свидницкий и зарождение социального романа в украинской литературе. К., 1962.
10 Хропко П. П. Анатолий Свидницкий. С 19.
Список рекомендуемой литературы
Бернштейн М. Журнал «Основа» и украинский литературный процесс конца 50-60-х годов XIX ст. К., 1959.
Белецкий А. Украинская проза первой половины XIX века (от Г. Цветки до прозы «Основы») // Белецкий А. Собр. трудов: В 5 т. К., 1965. Т. 2.
Гончар О. И. Формирование реализма в художественной прозе 50-60-х годов // Проблемы истории и теории реализма в украинской литературе XIX - начала XX вв. К., 1991.
Денисюк И. О. Развитие украинской малой прозы XIX - начале XX вв. К., 1981.
Жук Н. Анатолий Свидницкий. Литературный портрет. К., 1987.
История украинской литературной критики. Дооктябрьский период. К., 1988.
Микитась В. Ветка могучего дерева. Литературный очерк. Ужгород, 1971.
Міщу к г. С. Украинская повествовательная проза 50-60-х годов XIX ст. К., 1978.
Нахлик Есть. К. Украинская романтическая проза 20-60-х годов XIX ст. К., 1981.
Сиваченко М. Анатолий Свидницкий и зарождение социального романа в украинской литературе. К., 1962.
Франко И. Я. Очерк истории украинско-русской литературы до 1890 г. // Франко И. Собр. произведений: В 50 т. К., 1984. Т. 41.
Шамрай А. Украинские рассказы Олексы Стороженко // Стороженко О. Произведения: В 2 т. X. К., 1927. Т. 1.
История украинской литературы XIX века
Авторы: М. Т. Яценко, О. И. Гончар, Б. А. Деркач, И. В. Лимборский, Есть. И. Нахлик
«История украинской литературы. XIX века» имеет задачей системное освещение развития новой литературы от времени ее становления (конец XVIII - начало XIX вв.) до начала XX ст., когда была создана литературная классика такими ее основателями, как И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Костомаров, Марко Вовчок, Ю. Федькович, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, М. Старицкий, И. Франко и др.
|
|