Епістолографія (греч. epistole - письмо, послание и grаpho - описываю) - переписка частного характера, в лучших своих образцах имеет историко-культурное значение. Э. берет свое начало с античности. Греческий и особенно римская литературы содержит образцы ранней эпистолярной литературы - письма Цицерона, Горация, Сенеки, Плиния Младшего и др. Уже древние риторики вводили правила переписки и образцы писем, обучали искусству составления письма, подчеркивая различия эпистолярного и литературно-художественного творчества. Письмо как средство заочного общения людей в разных сферах жизни слишком разнообразен по содержанию, что со временем привело к своеобразной практики заключения целых "письмовників", которые предоставляли образцы писем чуть ли не на все случаи жизни. На протяжении веков сформировалась каноническая структура листа, которая в классическом варианте предусматривала: приветствие (оно включало и обращения как первоэлементы этого структурного компонента); домогательство благосклонности; рассказ; просьба; окончание-прощание. Каждый лист должен был содержать хотя бы два из названных компонентов, включая и обязательные содержательные формулы: вместо подтверждения получения письма - проявление радости по поводу получения, что привязывало это письмо к предыдущей корреспонденции; вопросы о здоровье и состоянии дел; перед окончанием листа утверждения о том, что "больше не о чем писать" и др. Со временем появилось специальное обозначение P.S. ("post scriptum" - "после написанного"), что означало необходимость существенной дописки прощальной формулы. Украинская Е. своими корнями уходит во времена Киевской Руси, в эпистолярном культуре которой прослеживаются следы влияния античной формы. В сутки Литовской Руси активно вводилось в письма клише княжеских грамот, назывался титул, имя адресата, двумя-тремя словами-определениями давалась его характеристика (часто панегирическая). В течение второй половины XVI - первой половины XVII ст. Е. расцветает в связи с появлением полемической литературы. Это была эпоха открытого, стилизованного листа. В эпоху барокко лист вернулся к обычной формы - "закрытых писем". Письма культурных деятелей средневековья писались киево-русском, польском, латинском и древнеукраинским языках. История переписки в Украине на украинском языке до XIX в. сохранила лишь единичные факты. Среди них найпромовистішими есть любовные письма Ивана Мазепы к Мотре Кочубеевны. Развитию украинской епістолографічної традиции способствовали письма украинских культурных деятелей XIX в., в частности писательские письма, отражающие жизненный опыт своих авторов, их мировоззрение, эстетические предпочтения и политические взгляды, индивидуальные черты адресанта и отношение к адресату. Оставаясь фактом частной жизни своих авторов, письма культурных деятелей часто становятся фактором культурной жизни нации. Это свидетельствует эпистолярное наследие Т.шевченко, П.кулиша, М.Драгоманова, Леси Украинки, е. маланюке, Стуса и др. В XX ст. Е. сужает сферу своего функционирования именно в смысле практического назначения. ее в значительной степени заменяет сеть аудио-визуальной связи (телефоны, факсы, телевизоры и др.).
|
|