Много исследователей утверждает, что прототипом
Печорина был сам Михаил Юрьевича, но не в поступках, а во внутреннем чувстве.
Читая «Героя нашего времени», трудно не думать, что некоторые стихи было написано не
Печориным: настолько они пропитаны знаменитой «мужской горькой слезой».
Подпись героя должен был бы быть под «Думой», даже хрестоматийным «Парусом», который
рассказывает о тоске моряка, оставленного на берегу... Одиночество персонажа так
созвучна настроению самого автора! Впрочем, на этом сходство, кажется, и
заканчивается. В любовных сценах Печорина нет ничего общего с чувствами, которые
изведай М. Лермонтов относительно прекрасного пола. Для Григория Александровича это - игра,
где победитель получает право на жизнь и душу побежденного, не давая ничего
зато. В этом сущность истории Беллы. Бедная девушка всерьез воспринимала
ухаживания и угрозы, думая, что это все борьба за нее. Холодный и
расчетливый, он здесь не имеет ничего общего с Лермонтовым, потому что поэт полностью
открывал себя для любимого, но, в отличие от своего героя, всегда получал
отказ...
Но любовь - слишком интимное чувство, чтобы быть типичным, а автор
утверждал, что его герой соткан из пороков своего времени, поэтому любовные переживания
все же стоит оставить в стороне.
Подобно Лермонтова, Печорин знаком с зісланими на Кавказ
декабристами. Намек на эти отношения можно увидеть в побіжній беседе Григория
Александровича с княжной Мери о шинель Грушницького. Княжка воспринимает ее
романтично...
Печорин не затруднял себя заботами и, если возможно, розв’связывает свои проблемы чужими руками: Белу для
него похитил Азамат, ix мальчиком расплатился поручик чужим конем... И это
отличает его от творца.
На первый взгляд, автор и его творения похожи: та же тоска, та самая
одиночество, и сама судьба человек, зісланої под пули горцев. Но Печорин смог
застрелить Грушницького, а Лермонтов предпочел смерти от пули бывшего
приятеля, чтобы не осквернить душу не оскорблением, ни кровь’ю... В этом, кажется, смысл противопоставления, авор
нарисовал то, что сам бы не сделал. И не сделал, слив все плохо со своей души на
персонаж, который, на первый взгляд, так на него
похожий.