О край мой, подгорье ты прекрасна,
Как я люблю, как я люблю тебя!
Словно звезда та, что светит и не гаснет.
Так и любовь в душе моей живет.
Иван Франко.
Жизнь и творчество Ивана Франко тесно связаны с селом, в котором он родился и жил. Оно расположено в живописном уголке, окруженный дубовыми и еловыми лесами и сказочно-таинственным горным валом, который называется Дол. Мамины песни учили Ивана любить народ, болеть его горем, ненавидеть обидчиков, понимать красоту природы. От матери он записал народные песни о Шумильця, о Аннушку, "Ой, служил я в Рифму", "Ходит Турчин по рыночков" и целый свадебный обряд. Когда посещаешь музей в родном селе Дол (позже оно будет называться Нагуєвичами в честь пана Станислава Нагуївського), знакомишься с фотокопией рукописи поэзии. Франко "Песня и труд" - этого глубокого, волнующего, окутанный тоской воспоминания сына о своей маме:
Постное, ты моя сердечная жена,
Сердца відрадо в дни горя и слез,
Из дома вітця, как єдинеє вино,
К тебе любовь в жизни я принес.
Соображаю как мини малым еще мальчишкой
В мамины песни заслухувавсь я:
Песни те стали единственной красотой
Бедного моего, тяжелой жизни.
От отца перенял девиз его жизни: "С людьми и для людей". Итак, благодаря своим родителям Иван Франко понес в жизнь много замечательных качеств. Они были первыми его педагогами, что заложили прочный фундамент будущей цельной и светлой личности.
Во время учебы в гимназии у него появилась большая страсть к книге. Второй большой его страстью было собирание и запись народных песен, рассказов, сказок, поговорок. Неисчерпаемым источником фольклора было для него родное село, а также среду дрогобычских мещан.
Песни, записанные Франком, свел в книгу А. Дей. Книжка эта вышла в 1966 году в издательстве "Каменяр" под названием "Народные песни в записях Ивана Франко". В ней представлен найвичерпніший фактический материал для освещения связей Франка с народной песней. На основе автографов, хранящихся в рукописных хранилищах Киева, Москвы, здесь печатаются многочисленные Франко записи народных песен, а также записи мелодий из его голоса. "Франко любил народную музыку, песню... с присущей ему страстью, - вспоминает львовский композитор Станислав Людкевич. - Он не был музыкантом, но умел глубоко почувствовать аромат народной музыки, проявляя чрезвычайно тонкое понимание мелодии, умел находить в ней
душу".
И народная песня отблагодарила Франко за такую пылкую любовь. Это она внушила ему такой шедевр, как драма "Украденное счастье". В основе пьесы лежит народная "Песня о шандаря", которую записала приятельница Франко Михайлина Рошкевич 1878 г. от крестьянки Чигур Евдокии в селе Лолині Стрыйского уезда. Эта песня не только подсказала тему, но и стала основой его драматического произведения. Не нарушая структуры песни и взаимоотношений трех действующих лиц, драматург мастерски развил и обогатил ее сюжет социальными мотивами, глубоко вмотивувавши причину развития драматического конфликта, обогатил основу песни художественным домыслом и создал народную драму "Жандарм", затем - "Украденное счастье". На поэтической основе сотканный художественный "Сон князя Святослава", "Песни народнії", "Моя песня" и многие другие.
Знаменательно, что именно с народной песней на устах вошел Франко-дебютант в большой храм, имя которому - искусство художественного слова. Его первый печатный литературное произведение - сонет "Народная песня".
Глянь на колодец, из стоп могилы
В степи слезой чистой журчить;
Ресниц глазу личико луны блестит
И солнца луч играет в чистой волны.
Из груди земли бьют водянії жили.
Струи живой движение не кончится, не спит,
Вода же погожий тысячи питает
Весны детей, вкруг ее обсели.
Колодец и с прекрасными струями -
То люда моего дух, что, хоть в сумм увитый,
Поет до сердца сердцем и словами...
Нельзя не вспомнить стихотворение из сборника "Увядшие листья" "Красная калина, чего в лугу гнешься". По композиционным строением это диалог. Первые две строфы - вопрос лирического героя до калины, три следующие - ее ответ. И это придает произведению живости и энергичного ритма. Центральный образ стихотворения - красная калина - символ всего красивого, нежного и благородного в людях и обществе. Красная калина - жизнелюбивая натура. Она так тянется ко всему светлому, солнечному, но дотянуться до солнца у нее не хватает сил. Поэтому она нежно-печально говорит:
Красные ягодки наземь склоняю,
Наземь склоняю...
Все хорошее в ней обречено на гибель, ибо тогдашние условия все прекрасное калечится, красота пропадает, хотя все лучшее в себе калина готова отдать людям, ей не жалко для них ничего:
Не жаль мне цвета, не страшно и грома,
Не страшно и грома.
И свет люблю я купаюсь в нем,
Купаюсь в нем.
Кто же виноват, что такая солнечная, смелая натура погибает? В стихотворении - это дуб, который калину "отінив, как облако". Дуб - второй символический образ стихотворения. В отличие от народных песен, дуб в этом стихе - негативный образ, олицетворение реакционных сил, всего консервативного, тупого, омертвляючого. 1 в этом новаторство Франко, потому что в народной песне и в предшественников Франко дуб в такой трактовке не выступает.
Все величие и всю сложность любви имеем также в стихотворении "Ой ты, девушка, из ореха зернышко", суть которого в строфе:
Ой ти, дівчино, ясная звезда!
Ты мои радости, ты мое горе!
Народнопісенними мотивами пронизан также цикл "Веснушки" из сборника "С вершин и низин". Ведущий мотив сборника - тревожное и в то же время радостное предвкушение радикальных изменений в общественной жизни, которые передаются через аллегории. Лирический герой цикла то вздыхает ("Весна, ох, долго же тебя ждать!"), то улыбается вместе с солнышком, которое греет весной, то удивляется ("Весна, что за чудо ты творишь в моей груди?"), то, очарованный красотой весны, признается ей и людям в любви.
Сквозной образ цикла - аллегорический образ волшебницы-весны, что от нее тают снега, она приносит с собой бурные ветры, дает жизнь всему живому, вселяет в людей желание жить и бороться за лучшую жизнь. Поэтому и пробужденная весной жажда жизни восклицает:
Лишь бороться - значит жить.
Лучшие стихотворения цикла: "Земля моя", "Vivire memento", "Гремит", "Греет солнышко", "Удивлялась зима".
Уже само название цикла наводит нас на мысль об общности веснушек с народной поэзией, народной песней, которая всегда была одним из источников творчества Франко. Форма его веснушек - это чудесный сплав фольклора и неповторимого поэтического дарования. Сплав, а не стилизация народнопоэтических форм. Но только форма, ибо содержание - полностью его.
Проходят годы, а поэзия Ивана Франко волнует наши души. Мы возвращаемся снова и снова к волшебных песен, которые вошли в наш духовный мир. Почему некоторые стихи поэта стали песнями? Потому, что в них раскрыты глубокие человеческие чувства. Разве может исчезнуть любовь? Оно вечно, как солнце, вода, небо и земля. И сколько бы нам не было лет, нежные слова Ивана Франко будут сопровождать нас всю жизнь.