УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ Павел Загребельный
Какие идейно-художественные функции временной двоплановості в романе П. Загребельного «Чудо»?
Роман П. Загребельного «Диво» (1968 г.) появился на волне широкого писательского интереса проблемами исторической памяти, осмысление связи времен, морально-этического опыта прошлого. Автор обратился к далекой истории - эпохи Киевской Руси (X-XI вв.), показав ее через величие и трагедию художника из народа - Сивоока.
Роман начинается словами Бы. Брехта, что восхваляют безымянных народных творцов:
Кто свел семивратные Фивы?
В книгах стоят имена королей.
А разве короли таращили скалы
и таскали камни?
Эти строки - камертон к осмыслению судьбы главного героя, который, борясь с византийскими канонами, через поражения и победы шел к созданию чуда - Софийского собора в Киеве. Как справедливо заметил один из литературоведов - исследователей романа, композиция напоминает архитектуру собора необычностью переходов, пристроек, но в подобной асимметричности скрываются целесообразность и гармония.
Действие в романе «Чудо» начинается в 992 году, а завершается 1037 годом. Этот сюжетный пласт давноминулого органично дополняется рассказом о сороковые и шестидесятые годы нашего века. Они создают своеобразную архитектонику романа, которая реализуется через временные изменении Это находит свое отражение и в названиях разделительной І965 год. Ранняя весна. Надмор'я», «1941 год. Осень. Киев», «Год 1004. Лето. Радогосте». Так, на первый взгляд, причудливо переплетаются отдаленные века и современные,и их пересечение объединяет авторский замысел - показать непроминущість культурных достижений в духовной истории народа. И таким образом, образ неповторимого чуда - Софии Киевской является тем центром, вокруг которого разворачиваются разновременные события. Этот шедевр зодчества сводит талантливый народный умелец Сивоок, а профессор, историк Гордей Отава изучает фрески Софийского собора и ценой своей жизни защищает их от фашистов. Дело отца доводит до конца сын Борис. Так возникает в романе мысль о неистребимости связи поколений, о его моральные, этические духовные уроки.
П. Загребельному удалось найти удачный художественный прием и через него показать, как человек постигает достижения прошлого, проникается ими в муках совести и творчества. Так произведение исторический моральной проблематикой, аналогиями с нашим временем апеллирует к сознанию современников, стремится рассудить их память и патриотические чувства.
|
|