Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



5 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВАСИЛИЙ КОРОЛЕВ-СТАРЫЙ
Мир добра в произведениях Василия Королива-Старого

Чорток, Чорток,

Не ломай костей.

Ты из воды, а яв воду!

Народная детская речевка



«Потерчата», «Хуха-Мшанки» - неповторимые сказки украинского писателя Василия Королива-Старого. Их персонажи будто и известны нам, но не совсем такие, как в народных преданиях. Ведь они - представители нечистой силы. По народным представлениям она чаще вредит людям, чем помогает. Даже в детских прибаутках, забавлянках обращаются к различным проявлениям нечистой силы, чтобы не помешала, чтобы отвлечь ее злые действия.

А вот в сказках Василия Королива-Старого эти силы добрые, они людям помогают. Домовой заботится о своем хозяине. Он настоящий добрый дух дома и всея господи. Хоть он встревожен, торопится найти хозяина, но успевает везде заглянуть и проверить порядок. Никакого вреда не должно быть в хозяйстве :

корову следует запереть в хлеву, ведро подвинуть с цямрини, чтобы не упало до колодца.

И болотные Потерчата в сказке тоже добрые и заботливые. Они зажигают огоньки, чтобы дьяк Оверко не попал случайно в болото. Не их вина, что дьяк выпил лишнюю рюмку и всполошился Потерчат и их благого намерения. В сказке Королива-Старого эти маленькие существа очень похожие на тех, какими представляются из народных преданий. В народных легендах - это души детей, умерших некрещеными и теперь блуждают. При встрече с человеком потерчата выпрашивают себе имя. Поэтому при их появлении надо оторвать кусочек ткани с одежды, бросить в их сторону и произнести: «Будьте Иван и Мария». После этого потерчата благодарят и сразу вникают, вреда они не оказывают.

Так же и в сказке В. Королива-Старого потерчата не намерены вредить человеку. Они сразу же прислушиваются к Домового, который появился вовремя, чтобы спасти хозяина, и гасят огни, что сбивали дьяка Оверка с пути.

Сказки «Потерчата» и «Хуха-Мшанки» полны добра, гуманизма и легкого сумму. Особенно это чувствуется в сказке про Хуху. Так уж устроен мир людей, в нем редко замечают и понимают чужие слезы. В нем также редко замечают страдания других существ, самой природы. Когда недобрый дед приходит к бору, чтобы срубить сосну, это причиняет страдания не только для Хухи. Дереву тоже больно нанесенная рана, но человек на это не обращает внимания.

Жестоко ведет себя дед и тогда, когда бросает в маленькую Хуху топором. И хотя на долю этой крошечной существа выпадает немало страданий, но есть в ее жизни и светлые, хорошие моменты: к ней благосклонно отнеслись козочки, которые предоставили приют в хлеву, ее появлению обрадовались дети.

Хуха-Мшанки - мифическое существо. Однако автор наделяет ее человеческими чертами. Хотя неплохо ей жилось у козочек, где было тепло, достаточно еды, но рядом не было других Хух. Поэтому она мечтала вернуться к Родине, так же, как об этом мечтают люди, которых судьба забрасывает на чужбину.

Персонажи сказок В. Королива-Старого, хотя и олицетворяют «нечистые силы», но они добрые и участливые, за добро благодарят добром. Домовой заботится о господу, ибо он дух дома. Но его особая забота вызвана еще и тем, что он любит своего хозяина за его быструю говор, от которой весело в доме, за божественные песни.

Маленькая Хухи рискует погибнуть, но таки добивается от детей, чтобы они пошли к хлеву и позаботились о козочку Лоска, которая дала Моховинці приют в беде. И даже недоброго деда, который ранил и на всю жизнь сделал ее кривенькою, Хуха-Мшанки не бросает в беде, помогает выбраться из сугроба, доводит до села. А все потому, что у Хухи доброе сердце.

Сказочные существа Василия Королива-Старого якобы говорят только о себе, о своих поступках, но на самом деле они обращаются к людям, учат нас быть добрыми, не помнить зла, не требовать благодарности за хорошие поступки.