Сочинение
Иван Багряный
Роман Ивана Багряного "Сад Гефсиманский" - восхваление отважных и честных
Когда с тревогой и восторгом читаешь страницы биографии Ивана Багряного и тихой неслышной походкой бредешь по улицам Харькова мимо "фабрику-кухню" - тюрьму по улице Чернышевской, а потом воображение переносит нас в лагеря Дальнего Востока, и радуешься, что узник бежит из ссылки и возвращается в родной Ахтырки; но по доносу его снова арестовывают и отправляют в харьковской тюрьме на Холодной Горе, где писатель находится более двух лет, а из них 83 дня - в камере смертников, то невольно понимаешь, какие события и факты лежат в основе романа "Сад Гефсиманский" - реальные, конкретные, автобиографические.
Почему "Сад Гефсиманский"? I находим ответ в том, что автор использует библейский материал - и название, и эпиграф, и упоминание Каина и Авеля, и использование евангельских цитат. Известно, что по библейской легенде, в Гефсиманском саду, где молился Иисус, его предал, передав охране, Иуда Искариот. Во времена ужасных сталинских репрессий в "сад Гефсиманский" превратилась вся страна, в которой царили продажность, отступничество, предательство общечеловеческих идеалов и ценностей. Иуда будто вселился в души тех, кто забыл о совести, о вечные христианские заповеди, а тех, кто остался верен своей жизненной позиции, ждала горькая судьба Иисуса Христа - быть распятым и телом, и душой.
Извечную проблему борьбы добра и зла автор решает в романе через горькую судьбу Андрея Чумака, что пытается пройти через все пытки тюрьмы и остаться человеком. Он удивляется, как-то эта тюрьма смогла собрать в своих камерах 340 человек с высшим образованием, людей разных национальностей, не контрреволюционеры, а тех, кто верил в социалистические идеалы. И партийные деятели, и следователи, профессор марксизма-ленинизма, даже тот инженер, который проектировал эту тюрьму. Ужас! Ужас и недоумение, как же такое могло случиться? И начинается борьба двух лагерей - заключенных и следователей. Одним из самых жестоких следователей есть украинец "славного казацкого рода" Донец. А за маской співчутливості надзирателя Мельника скрывается палач, который после расстрела добивает ломиком еще живых жертв. А особенно отвратительной появляется перед нами енкаведистка майор Нечаева, которая с яростью, с ненавистью, с презрением смотрит на юношу. Для них человек - "пшик", ничто, насекомое, "дырка от бублика".
Сердце замирает, когда перелистываешь страницы своеобразного путеводителя-справочника тюрьмы: быт, обычаи, жаргон, взаимоотношения между арестованными, допросы, пытки, грязная ругань... и когда человек попадает на "малый" и "большой конвейер", то она ломается, превращается в макет, призрак.
Но Андрей Чумак, выдержав все издевательства, выстоял, сохранил силу воли, гордость, мораль настоящего человека. "Сатаной безрогой", "чертом", "маньяком" называют парня палачи. Непокоренный Андрей в поистине нечеловеческих условиях превращается в судью, который выносит приговор своим мучителям: "Мне вас жаль. Вот вы нас роздавлюєте, а вам и в голову не приходит, что это же вы сами себя роздавлюєте... Я говорил вам о миллионах. Да, нас миллионы. Миллионы, имя которым - народ!.. И вы его роздавлюєте, бродите ботинками по нашей крови... Вы нас розчавите, но сами вы никогда не будете иметь счастье. Мы вас преследовать мо всю вашу жизнь, это наш крик, наша кровь будет преследовать вас всю жизнь..." Вопреки всем ужасом и запугиванием Андрей бунтует против системы, причем убежденно и сознательно.
Мучительно размышляет Андрей об измене. Он уверен, что ни братья, ни сестра, ни невеста Катя не могли сотворить это. Душевные муки героя не могут убить его веры в родных. Предательство и месть, как две закадычные подруги. Месть - она вечный спутник борьбы между добром и злом. Эта проблема особенно волнует Ивана Багряного. Если Григорий Многогрешный в "Тигроловах" убегает со спецешелону с мыслью о необходимости жить, выжить, чтобы или умереть, или отомстить своему мучителю майору Медвину, который с бешеной яростью выворачивал парню суставы, выламывал ребра, бил в глаза, то Андрей Чумак - i невинная жертва сталинского режима, и сильная личность, которая поняла "правила игры" тоталитарной системы и использовала их против нее самой в лице следователей. "Кто поднял палку, пусть попробует ее на себе", - думает Чумак. Писатель убежден, что сильная личность может обойтись без мести, приглушив в себе все бесчисленные несправедливости и обиды. Изучив "правила игры", Андрей делает так, что палач и жертва оказываются в одной тюрьме, и это не победа, потому что на смену этому палачу может прийти еще более жестокий и коварный.
Итак, в романе "Сад Гефсиманский", который превозносит отважных и честных, Иван Багряный видит Украину, построенную не "тюрьмой и пулей", а гармонией, правдой и добром.
|
|