Ольжич - один из псевдонимов Олега Кандыбы (Г. Запоночний, Д. Кардаш, К. Константин, О. Аист), с которым поэт твердо вошел в украинской литературе. Сын Александра Олеся, он перенял от отца любовь к родному слову, тонкий эстетический вкус. Ольжичева поэзия как продолжение Олесевої традиции лишенная сентиментальной расслабленности, зато перенята волевым императивным пафосом, обусловленным борьбой первой эмигрантской генерации за национальную независимость Украины, погруженная в глубины интеллектуального осмысления человеческой судьбы.
Родился будущий поэт, ученый-археолог, политический деятель 8 июля 1907 г. в Житомире, учился в Пуще-Водице под Киевом, однако среднее образование ему пришлось получать в Праге. В 1923 г. он, выехав вместе с матерью из Украины, охваченной дымом классовой ненависти, в Берлине наконец-то встретился с отцом, который перед этим составил обязанности полпреда УНР в Будапеште. Вскоре семья Кандиб переехала в Горних Черношинець под Прагой.
Ольжич стал студентом Карлова университета, одновременно учился в Украинском свободном университете. В 1929 г. написал диссертацию «Неолитическая рисованная керамика Галичины». Перед ним открывались двери науки, печатались его монографии, не утратившие своего значения для современной археологии. Сам он участвовал во многих раскопках, в частности на Балканах. Работая в Гарвардском университете (США), в 1938 г. основал там Украинский научный институт.
Но Ольжичу уготована другая судьба. Когда возникла ОУН, обусловлено дискриминацией Волыни и Галичины польским правительством Пилсудского и большевистскими репрессиями на Приднепровье, он становится угарным из самых активных ее членов, руководителем культурного сектора, а впоследствии - заместителем председателя провода ОУН. По поручению этой политической организации Ольжич принимал участие в провозглашении демократической Карпатской Украины, возглавляемой А. Волошиным, уничтоженной 14-15 марта 1939 г. венгерскими фашистами в сговоре с Гитлером. Поэт даже попал в хортистської тюрьмы.
В 1940 г. произошел раскол ОУН. Ольжич, принадлежа к фракции мельниковцев, во время второй мировой войны возглавил отделы ОУН на Правобережье Украины, в частности в Киеве, был одним из основателей Украинской национальной рады (5 ноября 1941 p.), которой руководил экономист М. Величківський. Поскольку рейхскомиссариат конце 1941 г. запретил деятельность ОУН, то она перешла в подполье, переехав во Львов. Гестаповцы преследовали борцов за независимую Украину. Тяжело переживал Ольжич гибель своих товарищей, в частности поэтессы Елены Телиги, расстрелянной оккупантами 21 февраля 1942 г. Нелегально проживая во Львове, он женился на дочери литературоведа Л. Беленького Екатериной (Калиной). Однако супружеская жизнь была недолгой. Арестован гитлеровцами, Ольжич попал в концлагерь Заксенхаузен, в бараке особого отделения Целенбаум, где находились украинские политзаключенные. 10 июня 1944 г. был казнен гестапівською тройкой (Вольф, Вирзингом, Шульц).
Олег Ольжич - яркий представитель детей первой эмиграционной волны, которые смогли не только сохранить, но и приумножить пассионарной энергию украинского народа, разрушенную на Приднепровье (репрессии, голодомор, истребление культуры). «Пусть воскреснет столица Андрея, Дух вояцкий в народе!» - такой целью и жил Ольжич, как и его поколения за пределами Родины, в частности представители «пражской школы» (Есть. Маланюк, Л. Мосендз, Елена Телига, Н. Левицкая-Холодная и др.). Его стихи проникнуты этой идеей, печатались на страницах эмигрантской периодики, в основном в редактируемом Д. Донцовым львовском журнале «Вестник» наряду со стихами Есть. Маланюка, Л. Мосендза, Елены Телиги, впоследствии Юрия Клена. Следовательно поэты получили условное название «вісниківської квадриги». Сборники Олега Ольжича «Рінь» (Львов, 1935), «Башни» (Прага, 1940), «Підзамчя» (1946) отличные как по содержанию, так и по форме. Первой и последней свойственна утонченность поэтического стиля, интеллектуальная напряжение, в котором слышится почерк ученого. Однако стихи питались чистым лирическим источником,в них нет сухого сцієнтизму. Вторая - пронизана импрессионистическим вспышкой чувств, обозначена яркой тенденцией политического лозунга. Одновременно три книги имеют общую черту: подчеркнутую історіософічність, где прошлое и настоящее создают сложную и неразрывную проблему. Профессию археолога больше всего оказался в сборнике «Рінь», история здесь появилась как жестокое самоутверждения («Готы») роковая разорванность («Галлы»: «...нам суждено розбиться Когда и где в горы каменные»), лишь изредка вспыхивала светлая тональность естетизованого первоначального гомеостаза («Наше племя не большое», или «Сколько солнца льется на землю...»). Историческая память сборника имеет источниками трагические страницы освободительных соревнований в Украине 1917-1921 pp., героизм «непокоримого поколения», заповіло свои идеи потомкам, которым «черное лоно отдала Сутки жестокая, как волчица». Поэт убежден, что спасение принесет Украине «не Мадонна, а Жанна д'арк».
Дірика Ольжича перенята смысловой драматургией, сберегательная в художественных средствах, направлена на кристаллизацию классически випрозореної формы. Именно в этом он стоял не ближе от «вісниківської квадриги» в киевских «неоклассиков» и, кстати, этого не скрывая. И там, где они поставили точку, Ольжич двинулся дальше. Беря в качестве эпиграфа слова любимого П. Филиповича «А острое мужественное поколение уже растет на молодой земле», он продолжил его мнению, подтвердил генетическую линию пассионарности в новом, драматично обостренном контексте межвоенного двадцатилетия: «Оно выросло с искания и отчаяния, Беззаботно-мужественное, полное буйных сил...», оно решительно выступило против тоталитаризма сталинского или гитлеровского сорта, отдавая свою жизнь ради того, чтобы наконец-то Украина превратилась из объекта истории в ее органический субъект.
В первом сборнике преобладали античные, «варварские» древнекитайские мотивы и, по наблюдению Б.-И. Антонича, они характеризуют эмигрантскую лирику (Есть. Маланюк, Л. Мосендз, Ю. Дараган и др.), глубоко наснажену национальной идеей.
За аскетичной афористичностью строф лирики Ольжича возникает напряженная мысль борца, шествует над пропастью екзистенційності к великой цели. Другого пути для него нет. Все это в полный голос прозвучало в «Башнях», где вместо углублений в историю чувствуется горячее дыхание современности, риторические формулы-лозунги воссоздают атмосферу тревоги и готовности к борьбе. Заметное место в сборнике занимала поэма-хроника «Городок. 1932», где речь шла о строгом жизни украинских подпольщиков по условиям дифензиви, о-акцию Биласа и Данилишина, которые пытались привлечь внимание к проявлениям польского шовинизма. Они погибли, выданные польским властям неграмотными крестьянами («Сожалеем только, что умереть во второй Раз не можем мы!»). Этим героям посвятила свое стихотворение «Осужденным» и Елена Телига. Вторая часть «Башен» составляет цикл «Неизвестному воину» - своеобразная естетизована политическая программа украинского подполья тех лет. Выступая с прямым осуждением бесперспективной инерции украинства, Ольжич призывает не примиряться с унизительным животінням раба. Елена Телига, солидаризируясь с такой позицией, писала: «Фигуры Ольжича не отрекаются наслаждений жизни из страха, что си наслаждения помешают им в борьбе. Они уверены своей силы и веры в свою цель» - и видела в этом характерные черты новой генерации, отличной от предыдущей, отмечала новом отношении к традициям, которые надо чтить, но «не все», решительно отвергая «традиции духовного нищенства».
«Підзамчя»-посмертный сборник Ольжича, хотя он ее подготовил еще в 1940 г. Она синтезировала творческие поиски поэта времен «Рини» и «Башен», показала высокую культуру его художественного мышления, склонность к философским обобщениям духовной действительности, ее драматических коллизий. Связка простых слов, невишуканих, природным звучанием, которые плотно наполняют артистические миниатюры, возникает неожиданно свежую и точную мнению, как-то в стихотворении «Голландский образ»: обыденное существование влюбленной окрилюється ее ожиданием того момента, когда наконец появится «он», привезет «корни и вин без меры» и одновременно «большое сердце каменное». Тот ожидаемый «он» окажется тем же самым, но уже другим. Подобная смысловая драматургия наблюдается не только в интимных стихах («Сонная Венус», «Дилижанс»), но и в наполненных мощным социальным пафосом революционной идеей национального возрождения Украины. Типичный в этом отношении стихотворение «Ясное мерцание кина», в котором художественное постижение сути человеческой жизни завершает безальтернативная «бессмертная мгновение осанки», когда «соревнования порыва и удержи» сводится к тому, «Чтобы плакала Андромаха И уже отправлялся Гектор». Поэта всегда интересовали гордые и непокоренные фигуры («Мучения св. Екатерины», «Пророк»). Его лирика - это исповедь воина, открытого и честного в бою, который четко осознает, что только ценой собственной жизни прокладывается путь к свободе, до завоевания права быть органическим компонентом генетической памяти народа („Триптих"). Поэтому его творчество всегда было невідривною от его трагически оборвавшейся, еще достаточно молодой жизни, преданного Украине.*