Знакомясь с творчеством Г. Квитки-Основьяненко, я отметила многогранность таланта писателя, ведь он создал и прекрасный лирический, полон чувств и переживаний произведение «Маруся», и сатирическую, юмористическую повесть «Конотопская ведьма», и другие произведения юмористического и сатирически-обличительного направления.
«Конотопская ведьма» - произведение очень интересное, он сочетает в себе захватывающий сюжет и глубокий смысл. Повесть направлены на разоблачение морального вырождения казацкой старшины. Казаки - мужественные и бесстрашные охранники своей Родины, из казацких летописей, народных песен и дум мы узнаем о прекрасные и романтические времена казачества. На самом деле, казачество была настоящим историческим феноменом, аналогов которому не было в мире, поскольку это была первая демократическая республика в Европе и в мире. Казаки сами выбирали себе вожаков, ориентируясь только на личные и, скажем так, «профессиональные» качества будущей казацкой старшины. Но со временем, к сожалению, эта традиция угасала и искажалась. Г. Квитка-Основьяненко пытается показать читателю, что героические времена, когда казацкие атаманы готовы были отдать жизнь за обыкновенного казака, а тем более - за свою страну, эти времена, к большому сожалению, уже остались в прошлом. Итак, казацкая старшина, изображена в образах Забрьохи и писаря Пістряка, постепенно вырождается, деградирует. Писатель "ставит принципиальный вопрос: достойны ли такие люди руководить другими? Чтобы лучше ответить на этот вопрос, он иллюстрирует эту проблему красноречивыми примерами из жизни.
Печальный и невеселый был сотник Микита Уласович Забрьоха - так начинается одна из глав повести. Что же портит жизнь господину сотнику? Во-первых, он влюблен... Вот написала это предложение и сразу же захотелось его зачеркнуть. Или влюблен Забрьоха по-настоящему? Вряд. Даже в таком святом чувстве, как любовь, он проявляет далеко не лучшие черты своего характера. Он хочет жениться на красавице Елене, хотя и знает, что она не любит его. Он переживает и страдает. Через чувства? Скорее всего - из-за неудовлетворенные амбиции. Не только в любви безграничные амбиции сотника остаются незадовільненими. Он мечтает о богатстве и уважение, но не понимает, что для того, чтобы получить признание среди других людей, надо заниматься не бездумным накоплением богатства, а выявлять прежде всего человеческие качества. И Никите Уласовичу трудно это делать, потому что для того, чтобы выявлять определенные человеческие качества, надо их иметь...
Писарь Пистряк - достойный товарищ Забрьосі, он так же хитер и корыстолюбный. Оба они, как это недвусмысленно показывает автор, люди не слишком умные (только вспомните эпизод, когда они вдвоем не могли посчитать казаков). И их несчастье не только в недалекості, но и в элементарном отсутствии каких-либо моральных принципов, ориентиров, нравственного стержня, так сказать. Чего стоит их общественная деятельность в виде охоты на ведьм!
Насколько известно, эпизод охоты на ведьм действительно имел место в реальной жизни, а это еще раз подтверждает, что произведение Г. Квитки-Основьяненко отображает реальную ситуацию с казацкой старшиной тех времен. Пусть те времена и прошли, а казацкая старшина как общественный институт больше не существует, однако повесть не потеряла своей актуальности: к сожалению, и в нашей жизни мы порой встречаем подобных сотника и писаря «персонажей». Поэтому обратим внимание на нашу собственную жизнь и на собственные жизненные ценности!