Сочинение
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Психологическая роль образа крестьянина в раскрытии главной идеи новеллы Михаила Коцюбинского "Intermezzo"
Новелла "Intermezzo" была написана М. Коцюбинским сразу после революции 1905-1907 годов, когда в Украине господствовал время идейных шатаний и нерешенных социальных проблем. Его особенности сказались и на сознании, i и на всей жизни людей, особенно - деятельных участников революционных событий.
Одного из них М. Коцюбинский делает главным героем своей новеллы. Писатель был выдающимся мастером психологической характеристики персонажей. Именно через показ внутреннего состояния героя новеллы, через его самоанализ писатель достигает наибольшего освещения, раскрытия идейного содержания "Intermezzo". Мы видим надломлену, утомленную жизнью человека в кризисное время, когда его пессимизм заставил покинуть город, чтобы уединиться: "Я устал", "Меня утомили люди". Но и в одиночестве его преследуют жертвы террора: расстрелянные, повешенные...
И на следующее утро, после этой ужасной ночи видений и воспоминаний, герой погрузился в мир природы, которая обновляет его душу. По моему мнению, описание изменения состояния героя под влиянием красоты окружающих пейзажей, солнца, земли, поля Коцюбинский использует не случайно. Да, я согласен: природа действительно способна обновить человека. И мне кажется, что природа с ее животворной силой является в новелле предвестником встречи героя с чем-то таким же могучим и прекрасным в своем естестве, как и она сама.
И такая встреча происходит! Перед нами встает второй персонаж, который своим рассказом заставляет городского интеллигента-демократа, что устал от людей, изменить свою позицию: "Прощайте. Иду между людьми. Душа готова, струны тугие, наладжені, она уже играет..."
Кто же он, этот простой крестьянин, который сыграл такую важную роль в переломе психологического состояния главного героя? Это он, образно говоря, позвал нашего героя, что гнітився бременем воспоминаний трагических событий времени революции, к новой деятельности. Это он, по моему мнению, и является олицетворением той народной силы, которая вдохновляла передовых сынов Украины на борьбу за лучшую его судьбу.
Из коротких показаний крестьянина видно, что этот простой человек достаточно политически развит. Он уже осознал, что голыми руками землю взять нельзя. За участие в попытке получить землю он отбыл год в тюрьме и теперь еще находится под строгим надзором сословного. Его искренне возмущает то, что между своими людьми нет единства, везде царят вражда, предательство и продажность: "самый Близкий человек готова продать", "Между людьми, как между волками". И вот уже главный персонаж-интеллигент проникается гневом крестьянина, ибо его душа, раньше окаменел от отчаяния и усталости, уже проснулась, разбуженное встречей с природой, трепетно раскрылась навстречу солнцу. Он взрывается возвышенным, поэтическим призывом: "Говори, говори. Розпечи гневом небесную баню. Покрой ее облаками твоего горя, чтобы были молния и гром. Освежи небо и землю. Погаси солнце и зажги вторых на небе. Говори, говори..." Идейный пафос всего произведения выражается через символические образы призыва: молния, гром, солнце. Этот пафос мы видим в волевом стремлении общественно-политического деятеля осуществить коренные изменения в общественной жизни.
Итак, образ крестьянина имеет в новелле чрезвычайно важное и большая психологическая нагрузка, потому что в нем, на мой взгляд, сконцентрировано образ простого украинского народа, ради которого, собственно, и присвячува ли революционной деятельности свою жизнь передовые интеллигенты-демократы.
|
|