Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Иван Котляревский
Сентиментализм и художественная правда в пьесе И. Котляревского «Наталка Полтавка»

Мы всегда и безоговорочно хотим верить в чудо. Хотим видеть людей и
обстоятельства лучшими, чем они есть на самом деле. Если есть необходимость оспорить это, попробуем убежать от сентиментализма «Наталки Полтавки».
Представим себе, что пристав - совсем не такой комический персонаж, которым он является в пьесе. Дадим ему при серой и миршавій внешности другого поведения. Поэтому он не будет петь непутевых куплетов и не валять дурака. Однажды
увидев Наташу, он действительно захочет украсить ею свою жизнь. И пойдет в трактир с выборным, и ему хватит ума предложить какую-нибудь приемлемую сделку содействие в сватовстве к Наташе.
А еще представим себе, что Наташа, прождав Петра слишком долго, разуверилась в его чувстве к ней, а еще и до того слишком мучительно размышляет на заданную матерью тему: «Мы бедные теперь...» Если она так верит в правило «Знайся
конь с конем; а вол с волом», то не воспримет ли она своей бедности, в качестве обстоятельства, что сделает брак с Наташей неинтересным для Петра (ведь раньше они были богаты; как знать, может, и это подогревало интерес парня к ней, несмотря на восхищение ее красотой и добрым сердцем).
Продолжим фантазийные путешествия. Допустим, Петр еще испытывает к ней чувства и не только желанием наемника-приймака устроить свою жизнь лучше продиктовано его стремление к женитьбе с девушкой. Но он приходит на окраину Полтавы - и слышит о ее свадьбе. Естественная реакция: как же так? Они были друг для друга таким удовольствием, он ради нее покинул дом и ушел на заработки - а она прельстилась каким-то староватым підпанком, не дождалась. Молодые годы закусывают удила и подсказывают: прочь от этой женщины! А в придачу - случается бурлака Николай, который для своего бесталанного жизни не находит другого развлечения, чем через зависть портить существование кому-то более успешному. И поэтому, вместо похвалить Натальины добродетели, он клевещет ее, выставив ее согласие выйти за возного как стремление доскочити к «панства», как абсолютное равнодушие к прежним отношениям с Петром, как чистый расчет.
Можно представлять себе еще много ужасов. Николай может поклясться, что Наталья прокляла Петра прилюдно и убеждена в том, что надежность возного перевесит все сердечные порывы Петра, бывшего влюбленного мальчишки. А Петр может поверить - и, напившись где-то в кабаке на заработанные деньги, устроить драку на Наталчиной свадьбе, накричавши ей кучу обидных вещей. После того Наталка могла бы упасть в обморок от бесчестия и стыда, а то и наделать еще более непоправимых поступков. Наконец, пристав вместе с выборным могли бы отдать Петра до суда... И так далее, и такое прочее.
Но Наташа любит Петра - и только от безнадеги и ради маминого спокойствия дает согласие на брак с возним. Петр же после долгих лет разлуки, подработки возвращается к своей единственной в мире любимой - и готов отдать все заработанное до копейки, на ее приданое. Николай, с его веселым и благородным нравом, вполне на стороне молодой пары. Выборный удосуживается на объективность («Добрая девка Наталка», «Жаль Петра»). Возный, который несомненно проигрывает Петру во всем, вдруг обнаруживает себя добрым, мудрым, благородным человеком - и уступает своим блаженством ради Наташи и Петра. М'якне сердце Натальиной матери. Молодожены счастливы. Музыки могут играть марш. Финал приятный и долгожданный.
Тем и интересен сентиментализм как литературное направление, что в его пределах празднует победу «разумное, доброе, вечное». Люди не умеют делать ничего плохого, потому что они обозначены мудростью, красотой, добром. Этот взгляд на жизнь усыпляет и гипнотизирует, потому что действительность бывает гораздо суровее, потворніша, болезненней. Но именно в таком подходе к делу - целебное воздействие кроткой и музыкальной, игривой, остроумной и сентиментальной пьесы Ивана Котляревского «Наталка Полтавка», которая не перестает радовать нас по сей день.