Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 10-х ГОДОВ XX СТ.
НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ
Ивану Франко

ответ на его послание

 

Нет, мой учитель и друг,

Меня все это не безразлично.

Жизни с его бешеным шалом,

С погоней за идеалом,

С его страданием и болінням

И не вгамованим совестью,

Жизнь - это две противные силы.

Что между собой в бой вступили.

Одна из них - великан-стало,

А вторая - гений-освободитель;

Его обоюдоострое острая сталь

Меткая, как с неба молния;

Но и великан могучий

В руке держит меч блестящий;

Страшные его тяжелые удары,

А еще страшніш - тайные чары...

Как я его чураться

Или от ударов уклоняться?

О нет! Я, взяв в руки оружие.

Иду за гением к бою.

Рубаюсь с врагом, пою,

В песнях к бою призываю

Всех тех, вялые или больные.

Или под навесом спят безразличны.

И знаю я, что вместо платы

Меня ждут казни, казни...

И ли же грозный удар обуха

Там, где изобилует творчество духа?

Одна минута рай

Там выкупает все страдания.

Ибо чутье свободны, искренни

Звучат в святобливій лири.

И обидно, как вдруг со мной

Становятся, словно тоже к бою,

А действительно для гордости своей

С пустым сердцем фарисеи

И бумажными мечами

Размахивают над головами.

Кто звал их? Чего им надо?

Или червям нужно неба?

Пусть уходят все те бездари

На торговицы и базары!

Никчемный товар, мелкие выгоды -

Вот их найвищії клейноды!

Но когда постоянно биться,

То сердце может озлобиться.

Отощать может, зачерстветь,

Завянут, как без солнца цветы.

Душа желает сбросят путы.

Что в их издавна она закована,

Желает большего пространства -

Ухватиться и взлететь вверх,

Жизнь грязную, никчемную жизнь

Забыть и пізнать надземное.

Все необъятное - охватить,

Непонятное - понять!

О друг мой, то не глупости -

Все те счастливые небылицы

О райских гурий, о Нирване,

О ту землю обетованную.

Они бремя жизни сбрасывают

И душу раем вдохновляют.

Или все же то умом понять,

Что дастся сердечные почувствовать?

И возможно ли без потери

Свободный творческий дух сковать?

И кто Поэзию-царицу

Посмеет бросят в тюрьму?

Кто укажет путь ей или направление?

Когда она не сносит рамок?

В ней все красоты цвета сияют,

В ней все чувства и змисли играют!..

До меня, как горожанина,

Ставляй требования - я человек.

А как поэт - без преграды

Я слежу творчества законы;

Из них восстают мои идеи -

Лучший сокровище души моей.

Творю я их не для почета;

Не шелохнулся, когда не нравится.

И еще скажу, мой славный друг,

Я не беру жизни безразлично.

Высоких дум святые скрижали,

Все наши радости и горести,

Все те боления, и надежды,

И завораживающие красивые мечты -

Все, что от тебя в сердце упало,

Не потерялись, не пропало...

Моя девиза - идти по возрасту

И быть целым мужчиной!

 

1 Стихотворение является ответом на «Вступление» И. Франко к теме «Лесная идиллия», посвященной М. Вороном.

 

Комментарий

М. Вороной, обращаясь к собрата по перу Ивана Франко, излагает свои взгляды на жизнь, на место в нем, на поэзию. В жизни есть великаны-угнетатели и гении-освободители. Он предпочитает идти за гением к бою. Поэт борется своим искренним словом, не ожидая славы, наград, подвергаясь опасности, и ему обидно, что рядом ^становятся, тоже словно к бою, «а действительно для спеси своей 3 пустым сердцем фарисеи И бумажными мечами Размахивают над головами».

Однако нельзя все время бороться, от этого сердце озлобляется, черствеет. Поэтому обращение к свободной поэзии - это «не глупости», это души отрада, «лучший клад души». Ничто поэту не чуждо, он идет «по возрасту», оставаясь при этом цельной, гармоничной натурой.