Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Элегия (греч. elegeia - журлыва песня, жалоба; хоть этимологические значения может иметь и другие источники: фриг. elegn - тростник, тростниковая свирель) - один из жанров лирики медитативного, меланхолического, отчасти заунылого содержания. Е. определилась в Древней Греции (VII в. до н.э.) прежде всего как стихотворение (двустишие), состоящий из гекзаметра и пентаметра, разделенного на две равные части цезурою (элегический дистих), виповнювалася как патриотическими и общественными мотивами (Архилох, Тирта, Солон и др.), так и интимными (Мімнерм), сочетались в творчестве некоторых авторов (Теогніт). Тематическое круг Е. заметно сужается в литературе александрийского и римского периодов. Здесь преобладают личные переживания, прежде всего одиночества, разочарования, страдания (Каллимах, Проперций, Тібулл, Овидий и др.). В новоєвропейській литературе Э. теряет четкость формы, зато приобретает содержательной определенности ("Римские элегии" И.-В.Гете), выражая преимущественно философские размышления, смешанные чувства грусти и радости. Е. была предметом научного внимания в барокко сутки, что зафиксировано в поетиках тогдашних украинских авторов. Элегическим настроением занималась лирика украинских романтиков (А. Метлинский, М.Петренко, В.Забіла, С. Писаревский и др.). Вскоре Е. розмежувалася на Е.-исповедь (с. руданский), Е.-думу (Т.Шевченко), Е.-песню (л. глебов). Обращались к этому жанру И. Франко ("Майові элегии"" - элегический дистих), Леся Украинка ("К моему фортепиано"), особенно символисты (о. олесь, П.карманский и др.). Своеобразной тональности приобрела Э. в творчестве Б.-І.Антонича, собственно, в его втором сборнике "Три перстня", где она виповнювалася міфологемним содержанием и одновременно выполняла композиционную "циклізаційну" функцию издания ("Элегия о перстень ночи", "Элегия о перстень песни", "Элегия о кольце . любовь"). Е. в современной поэзии становится зависимым от индивидуального стиля определенного автора, не теряя своих доминантных признаков, поэтому она каждый раз имеет свои отличия в творчестве а. малышко, и. Драча, н. винграновского, Лины Костенко, Л.Талалая, І.Римарука и др.