Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Улас Самчук
Духовный мир героев романа Уласа Самчука Куда течет и река»

Пізнать себя - то нелегкая школа,

Пожинания изменчиво, словно быстрая река.

П. Воронько



Детские мечты... серьезные и несерьезные, реальные и нереальные. Очень хорошо, когда у маленького человека есть мечта, к которой она стремится. «Человек без мечты, что птица без крыла», - говорит народная мудрость.

Улас Самчук, как и его герои, умел радоваться миру и строить в себе свой собственный, основанный на добре. Писатель в произведении показывает два мира: взрослый - серьезный, озабоченный, и мир детства, фантазий и мечтаний. Они тесно переплетаются между собой. События, изображенные в произведении, происходят в коротком времени: начало XX в. и до 30-х годов. В центре - панорама крестьянской жизни, быта, тяжелого труда на земле, показанная через судьбу большой семьи Довбенків: Матфея и Насти, сыновей Василия, Володька, Хведота, дочерей Екатерины и Василисы.

В труде на земле всю жизнь семьи Довбенків, ибо труд - основа жизни человека. Работая, человек выполняет заповедь Божию, обеспечивает свое материальное существование, утверждает себя как личность.

Вот и рассказ начинается с того, что отец работает в поле, ко всякой работе привычны его руки. А чем живет его сердце? Конечно же, любовью и заботой за семью.

Володька - достойный сын своего отца. С детства проникается острым интересом к окружающей среде. Как когда-то маленького Тараса Шевченко влекло на железные столбы, которые подпирают небо, так и Володька решает исследовать, куда течет река, потому что очень хочется увидеть ему, как она впадает в море.

Очень хочет он учиться, поэтому уговаривает старшего брата научить его читать, а потом все более стремится к школе, к книгам. Поступив в школу, Володька вдохновенно учится. Знания черпает не только из книг. Его, как магнитом, тянет к мельнице, где общаются крестьяне. Дожидаясь своей очереди, они рассказывают разнообразные житейские истории, а Володька, присмирев, слушает, запоминает.

Вглядываясь в воду реки, мечтает о вещи обычные и вместе с тем необычные. Река звала куда-то за собой, и парень прилагает максимум детских усилий, чтобы его желание сбылось. Фантазия Володьку не от скуки, а от того, что он духовно богат, эмоционально уязвим. От деда Лукьянчука парень узнал об истории села Лебеди, которая его чрезвычайно взволновало: «Его интересует, почему это действительно нет тех лебедей. И где же они делись? И чего обмелела река?» Больше всего Володька стал бояться того, что так может пропасть и река: «Все тянет и тянет и вода. Хочется насмотреться, ибо кто знает, не убежит она однажды совсем в безвестность».

В результате неустанного познания Володька духовно растет. «От Днепра до Амазонки, через все моря и океаны, от Кордильер до Гималаев обнимает его зрение планету и, пожалуй, это именно так неожиданно изменило в его глазах старое, свое село, людей, товарищей и даже родителей. Его взял кто-то и посадил несколько выше от остальных тех, что его окружали». Свой жизненный выбор он мотивирует четко: «Земледельцем я не буду. Я пойду и буду везде так, как мой отец зерно, сеять доброе, разумное, честное слово... Нужное слово, конечное слово».

Володька нежный, чуткий сердцем, щедрый на любовь. Вместе с меньшим братом Хведотом он отправляется странствовать по берегу реки.

Маленький Хведот терпит все невзгоды и трудности путешествия. В этом ему помогают его природная любознательность: малый дорожит доверием брата и боится ее потерять, моральные добродетели - соблюдение слова, ответственность, порядочность, самоуважение. Это качества, которые закладываются в детстве и является основой бытия человека. С самого детства парень вырастает с пониманием добра и зла, греха и наказания за грех.

Детские мечты... Большие и маленькие, достижимые и недостижимые... Это очень хорошо, когда у маленького человека есть мечта. Первые победы на пути к ней дают уверенность в своих силах, желания идти дальше к большой мечте, преодолевая препятствия. На пути к своей мечте( посмотреть, куда течет река) герои проявили смелость, наблюдательность, умение рассуждать, способность к риску. Хотя маленькие путешественники не дошли до конца, все же это была большая победа детей над собой и своими чувствами.

Запоминаются слова Матфея: «Но детям своим приказываю: дети! Должны прежде, чем коснуться земли, познать себя. Учиться должны. Все до одного. Слышите?» Этот завет познать себя предполагает познание своего народа, его истории, культуры, осознание личного жизненного призвания.

Володька может быть примером для каждого своим страстным стремлением к знаниям, интересом к жизни, стремлением расти духовно, чуткостью сердца, что берет на себя все боли, все страдания родной земли, неиссякаемым жизненным оптимизмом и самоотверженностью в деле служения Родине.