Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Художественный метод (греч. mеthodos - путь исследования) - обусловлен закономерностями рациональный способ постижения и преобразования действительности средствами искусства. Хорошо известный с античной эпохи, в частности в виде аристотелевской концепцї мимезис, используемый прежде всего художниками рационалистических предпочтений. Основная категория советского литературоведения, которое рассматривало творческий процесс не за его имманентным основанием, а за упрощенно міметичною схеме: отбор жизненных явлений, их типизация и обобщения, идейно-эстетическое оценивание с позиций идеологических установок, "отбор" необходимых зображально-выразительных средств для изображения действительности в художественных образах. Эстетический принцип вытеснялся проблемой отображения и познания мира, с которым отождествлялся литературное произведение, требованием анализа его за позалітературними, идеологическим и социологическим критериям. Разнообразный литературный процесс розмежовувався на два антихудожні, классовые русла - "буржуазное", обречено на осуждение, и "социалистическое", когда писатель к изображаемой действительности добавляет ожидаемое, способствуя этим словно "возбуждению революционного отношения" к ней. Такой искусственный распределение многопланового художественного движения, совершенное Максимом Горьким на Первом съезде советских писателей в 1934 (очевидно, он опирался на опыт известных своим прагматичным отношением к искусству российских "революционеров-демократов", в частности В.Бєлінського, который "делил поэзию на идеальную и реальную), превратился на канонический образец для советской литературы. Попытки его подкорректировать, наполнить историческим содержанием хотя бы с помощью теории "двух типов" творчества (романтического и реалистического) оказались почти безрезультатными, потому что единственным достижением мировой литературы считался метод социалистического реализма, который на самом деле оказался бесперспективным псевдохудожнім образованием, питает позахудожніми источниками, призванным обслуживать в эстетической форме интересы коммунистической партии. Поэтому все полемики по поводу метода социалистического реализма оказались схоластическими, даром что опирались на диалектико-материалистическую доктрину. Часто понятия "метод", чтобы придать ему вид жизненной полноты, отождествлялось с направлением как относительно устойчивым и повторяемым в определенный период историко-литературного движения фактором. Однако Х.м., несмотря на его догматическое смысловую обесценения, имеет право на существование в своем адекватном значении, будучи способом художественного осмысления действительности, присущим и творчества отдельного автора, и стилевой тенденции, и литературному направлению.