Социальный заказ - в социологическом литературоведении - соответствие произведения писателя господствующей идеологи, групповой експектації (ожиданию). В механизме реализации С.з. можно различить следующие звенья: 1) ориентация писателя на вкусы читателей и сознательное конструирование произведения в угоду им; 2) ориентация на популярные образцы с целью добиться популярности даже вопреки своим эстетическим взглядам; 3) выполнение прямого заказа издателей или политиков вследствие принятия их идей, программ, платформ; 4) написание сочинений до соответствующих дат, юбилеев, праздников; 5) выполнение непосредственных заказов партийных деятелей, редакторов, меценатов, отдельных лиц, которые, заказывая произведение, высказывают соображения относительно его тематики, проблематики и идейной направленности (в этом случае реализуется в найвульгарнішій форме идея ангажированности литературы); 6) ответ на зов истории. Забота писателя С.з., реализованным в его произведениях, переживания им своего гражданского и национального долга имеет еще название ангажированности (польск:. angazowadsie - обязаться, завербоваться). Но, если служение определенной идее или общественным (национальным) интересам превращается в повинность, требует офірування талантом, для художника оно становится губительным (об этом с горечью писал Франко в стихотворении "Полночь. Глухо. Холодно"; против такой тенденции выступала Леся Украинка в драме "В пуще").
|
|