Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Образ природы в творчестве Михаила Коцюбинского

Природа - это мать, которая дает щедрые дары человеку, приносит ему эстетическое наслаждение, заряжает здоровьем, дает вдохновение. Художественные произведения о природе развивают у нас чувство вселенной, умение наблюдать окружающую среду, замечать красоту в обычном. Они учат нас быть добрыми, мудрыми, прививают любовь к родной земле. Большой мастер художественного слова Михаил Коцюбинский тонко чувствовал природу, никогда не уставал "впитывать в себя" ее красоту. Писатель изучал краски и цвета, потому что считал, что ему, как и художнику, эти знания нужны для того, чтобы разбираться в цветовой стихии мира. Он говорил: "Краски должны приходить на помощь слову".

Во многих произведениях М.коцюбинского воссоздан образ природы. Это "Fata morgana" и "Дорогой ценой", "Андрей Соловейко" и "Елка", "Intermezzo" и "Маленький грешник", "Хо" и "Для общего добра".

Так, в повести " Fata morgana", которая посвящена изображению ЖИЗНИ и борьбы крестьянства за землю и волю, особую роль играют краски природы. Печальная картина дождливой осени похожа на такой же невеселый настрой Андрея и Маланки, всех гастарбайтеров, что "идут и идут, черные, покосившиеся, мокрые, несчастные, словно калеки-журавли, что отбились от своего ключа, словно осенний дождь." Эта безрадостная картина будто завершает раскрытие причин революции.

Эпизод, описанный в произведении, действительно имел место в жизни Коцюбинского в 1908 году. Крайне истощенный службой, общественной работой, обессиленный болезнью, он мечтал об отпуске, отдых. Однако Коцюбинский борется с той усталостью, борется за внутренний покой, который дал бы ему возможность погрузиться в любимое дело - художественное творчество.

Усталость отступает. Писатель начинает активно всматриваться в природу. ее красота, ее неповторимое лицо захватывают его, вызывают целый ряд положительных эмоций. Солнце, поле, птицы входят в душу художника неповторимыми красками трав, грациозными движениями и гармоничной музыкой. Коцюбинский под конец отпуска уже не чувствует себя усталым, одиноким. Он живет полнокровной внутренней жизнью и готов эти свои переживания вылить на бумагу.

Коцюбинский переосмыслил музыкальный термин и вложил в него иной смысл. Интермеццо в Коцюбинского - это перерыв, время, когда герой набирается сил для новой работы и борьбы.

Лирический герой произведения, даже отдыхая, не может забыть о людях, отгородиться от них. Он глубоко любит природу, но человека - превыше всего. В начале произведения атмосфера мрачная. Лирический герой, как и Коцюбинский, изнуренный тяжелым трудом, общественными делами, борьбой, которую ему приходится вести, чтобы предотвратить человеческому горю. 1 вот он оказывается за городом, среди природы и впервые замечает: "Ах, как много всего: неба, солнца, веселой зелени". В мире природы герой особенно любит солнце, которое высевают в его душу золотой засел - любовь к жизни, человека, свободы. Солнце - традиционный образ свободы, новой жизни. Мрак - символ гнета и насилия.

Солнце меняет не только настроение героя, оно просачивается в глубину его сердца, переполняет все его естество, придает какого-то другого смысла его бытию.

Новелла "Intermezzo" - почти сплошной пейзаж. Кажется, что писатель, чувствительный к социальным проблемам общества, отдался чистому искусству? А может это не так, и в картине природы зашифрованный еще какой-то смысл, ключом к раскодирования которого и есть те непонятные "действующие лица"?

Как только лирический герой покидает город, отходят на второй план и его заботы. И на какой-то момент в его душе воцаряется равновесие: напряжение уже немного отошло, но бодрость, радость жизни еще не вернулись. Вот как этот миг изображена в произведении: "Как только тележка вкатилась на широкий зеленый двор - закуковала кукушка. Тогда я вдруг услышал великую тишину". Эта тишина постепенно начинает заполняться голосами, сливается с "симфонией полей" и усиливает основную образную тему произведения - нарастающее мажорное развертывания образа солнца.

Столкновение образов "моя усталость" и "солнце" составляет ядро образного конфликта новеллы. Постепенное исчезновение усталости и проникновения в душу героя оптимистического жизнеутверждающего тепла. Но конфликт здесь больше напоминает конфликт в музыкальном произведении, когда противопоставляются разные темы.

Показав в образе лирического героя "Intermezzo" человека интеллигентного, очевидно, демократически настроенного художника, писатель ставит проблему взаимосвязи художника и общества. Может ли художник убежать от проблем, которые выдвигает жизнь, может он спрятаться среди прекрасной природы?

Весь духовный склад художника, его мировоззрение, моральная позиция, идеалы, несмотря на личное состояние усталости и общую общественно-политическую атмосферу апатии, ведут его снова к людям, к борьбе с человеческим горем.

Через все произведение прослеживается переплетение личного и социального.

Новелла "Intermezzo" - высокохудожественное произведение, которое представляет собой блестящий сплав поэзии, музыки и человеческого горя. А лирический герой новеллы воплощает нравственные качества лучших художников эпохи.