Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Бессмертие духовной красоты по драме Л. Украинки "Лесная песня"

Про одну поэтессу мира столько и так не сказано и не написано, как о Лесе Украинке. Резкими контрастами наполнена ее творчество. Физическая боль и душевная сила, нежность и кризис, любовь и ненависть - эти антиподы стали постоянными для характеристики образа украинской поэтессы. Она любила людей, им отдавала все свои силы, все свое вдохновение и волю, надеясь на солнечные дни. Писала про прошлое и настоящее, а видела будущее, воспроизводила древние времена, а в мнении видела свободную Украину. Вера в человека, в ее неисчерпаемой духовной возможности, верность гуманистическим идеям, мужество в жизни и несгибаемость в борьбе сделали ее преданной дочерью украинского народа, дочерью непокорного Прометея.
Одним из лучших произведений Леси Украинки является драма-феерия "Лесная Песня". Вместе с поэмами "Кам"яний господар" и "Оргия" она по словам М. Рыльского создает "бриллиантовый венец Леси Украинки". Это произведение было давней мечтой поэтессы, и осуществили она ее в 1911 году далеко от Украины, в Кутаиси, будучи тяжело больным. Усилиями обычной воли побеждала болезнь и заставляла свое немощное тело служить "богини фантазии".
Эта возвышенная драма утверждает высокие гуманистические идеалы, поэтизирует незатухающую человеческую мечту о свободе и счастье, и главной идеей произведения является победа свободного высокодуховного жизни над обивательщиною, утверждение красоты духовной, которая является высшей ценностью. Об идейной направленности драматической поэмы очень удачно сказал А. Новиченко: "... поэзия родной природы, воспринятой через прекрасные, фольклорные образы, поэзия мечты о счастливом гармоничное, красивое жизни - звучит здесь с необыкновенной даже для Леси Украинки, силой".
Главным персонаем "Лесной песни" есть Мавка - мифологическое существо, произведение народной фантазии. Автор наделяет Мавку девичьей красотой, дает ей певческую душу, нежную натуру. Важной деталью в портрете героини является ее коси. свободная, как сама природа, что ее взрастила, Мавка ходит в лесу "с распущенными черными косами, перевитими, нежными цветами. Косы в восприятии народа - символ девичьей невинности, красоты и свободы. Красота Нимфы подчеркнута звездным венком, который является символом всего лучшего, что есть в ней самой, и шире - что должно быть самым прекрасным в человеке. Огнисте сияние звездного венка сопровождает Мавку на протяжении всей пьесы.
Героиня воспринимается не только как сказочный образ, как человеческая мечта о счастье, о свободной жизни, но и реальная, жизненная своей художественной правдой. Она честная по своему характеру, чувствам, несокрушимостью и искренностью. Мавка - гордая и смелая, в ее образе Л. Украинка воплотила свой идеал человека - гордой, свободолюбивой, духовно богатой, преданной своим чувствам убеждениям. Этот образ противопоставлен в произведении людям дробь обязательным, тем, мир которых - в узком мещанском углу, далекий от всего высокого и прекрасного, а в таком противопоставлении еще и более ярко воспринимается ведущая идея произведения, которая и заключается в бессмертии всего высокого и прекрасного в человеке, провозглашенной Нимфа: "Нет! Я живая! Я буду вечно жить! Я в сердце имею то, что не умирает".
Сила духа Нимфы, ее внутренняя красота воспринимается еще более ярче в сравнении с Лукашем. Лукаш - тоже красивый и привлекает глаз прежде всего своей внешней красотой,а также непосредственностью и искренностью.
И по натуре он непоследователен и раздвоенный. С одной стороны, Лукаш больше всего любит природу, любит Русалку, а с другой - в душе его живет владелец, стремление к мещанского спокойствия и благополучия. Мавка правильно оценивает противоречия в характере Лукаша, говорит о его несостоятельности "своей жизнью к себе равняться". Она защищает его от равнодушия, зовет к красивого, величественного, басить в нем "цвет души". Для Мавки, которая считает песню на языке души человека, странно и больно слышать от Лукаша такое: "Песни! То еще наука небольшая!" На такую уничижительную фразу она отвечает: "Не пренебрегай души своей цвета, Потому что из него выросло любовь наша, То цвет от папоротника обаятельнее, он сокровища творит, а не открывает!
Отношения между Мавкой и Лукашем напоминают "литературную пару" - Маруся Чурай и Григория Бобенко из исторического романа Л. Костенко. В нем различия между героями в принципе возникли на основе того, что любовь Маруси "достигала неба", а " Гриша ходил ногами по земле" да еще и утверждал, и также частично "сходился" с Лукашем: "Любовь любовью, а жизнь жизнью". Обидно, но усилия Нимфы "поднять" Лукаша до своего "неба" не дали результатов, а если и дало, то поздно. Только с Килино, Лукаш начинает осознавать, что он потерял. В нем возрождается тяга к прекрасному, к девственной любви, он внезапно "мудрый стал" под действием жестких законов жизни, он не видит смысла в своем существовании и спрашивает Акулину: "А надо жить?" Лукаш просит у Судьбы:
Обними, моя Судьба,
Хоть руками долинку,
не найдешь под снегом
с дивоцвіту стебелек"
"Чудо" - это нечто такое, что Лукаш потерял, это - олицетворение утраченного богатства души. В последнем монологе Нимфы сильнее всего звучит идея бессмертия духовного богатства человека:
Легкий, рыхлый попілець
Ляжет, вернувшийся в родную землицу
вкупе с водой там увеличит вербицю,-
станет началом тогда мой конец.
Однажды в письме к своей матери Л. Украинка писала, что образ Мавки "очаровал ее на весь век". Это "очарование" поэтесса передает каждому, кто этот твой читает, потому что все в нем образованное пламени"ям духовности, стремлением к прекрасному, незаурядной, необычного.
Поэтическое слово Леси Украинки, которое она сама называла "певучим пламени"ям" в "Лесные песни" спеты и засияло в полную силу, дав украинскому народу непревзойденный произведение высокого и прекраного духа.