Сочинение
МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
ОСОБЕННОСТИ ВОССОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В НОВЕЛЛЕ М. КОЦЮБИНСКОГО «INTERMEZZO»
Дебютировал М. Коцюбинский в литературе стихотворением «Наша хатка», опубликованным в львовском журнале «Колокол» (1890). Но настоящую заинтересованность у читателей вызвали рассказы писателя «Харитя» (1891), «Елка» (1891), «Маленький грешник» (1893). Они поражали прежде всего тонким проникновением в душу человека через волшебный мир природы, о которой М. Коцюбинский писал, что это «чаша, из которой миллионы людей пили и пьют красоту и выпить не могут».
Умение передавать духовный мир человека через восприятие им природы, что дало о себе знать уже в первых детских рассказах, в полной мере проявится в неповторимых новеллах М. Коцюбинского, обусловив и характерный для них струю лиризма, и глубокое проникновение в психологию героя, через которую читатель познает зображувану действительность («Куколка», «Цвет яблони», «Из глубины» и др.). Ярким образцом такого подхода в изображении действительности является новелла «Іntermezzo» (1908), где даже «действующими лицами», как назвал их автор, выступают, в частности, волшебные силы природы, а сюжет произведения держится не на смене событий, а на изменении настроения лирического героя.
В переводе с итальянского «Іntermezzo» означает «перерыв». В музыке этим словом называют небольшую инструментальную пьесу, которая выполняется в перерыве между актами оперы. Описанный в произведении эпизод действительно имел место в жизни. Коцюбинского 1908 г., когда, истощен и морально, и физически, писатель мечтал об отдыхе. В письмах к друзьям он пишет: «Очень устал и так хочется мне отдохнуть среди природы!». По приглашению давнего знакомого Евгения Чикаленко он посещает его имение в селе Кононовка на Полтавщине. За несколько дней до отъезда из Кононівки, где среди природы прошли дни отдыха Г. Коцюбинского, он начинает писать новеллу, которую в конце концов и посвятил Кононівським полям.
В начале произведения атмосфера довольно минорная. Лирический герой, как и сам автор, переживает состояние душевной усталости. Чувствуя кровную связь со всеми людьми, он проникается их болями и страданиями. Все это тяжелым бременем ложится на его душу, которая требует передышки.
И вот лирический герой оказывается один на один с природой. Красота мира сначала не влияет на него, не дает ему желанного покоя. Но постепенно созерцая этот волшебный мир, герой начинает восстанавливать свои силы. Его душа наполняется мажорным настроем, который помогает преодолевать усталость. Нивы, озаренные «золотом солнца, пение жаворонков, что «играют в его лучах, как на струнах», голос кукушки, что «бьет молоточком в хрустальный звон», - все это дает ощущение равновесия, удовлетворения жизнью, покоя, гармонии. Писатель мастерски воссоздает красоту и очарование природы, которыми любуется лирический герой, использует зрительные и звуковые образы: «Серая маленькая птичка, как ком земли, низко висела над полем. Тріпала крыльями на месте напряженно, часто и тяжело тянула вверх невидимую струну от земли до неба. Струна дрожала и звучала. Тогда, закончив, тихо падала вниз, натягивала вторую с неба на землю. Соединяла небо с землей в золотую арфу и играла на струнах симфонию поля». И постепенно багатоголосна природа, мир птиц, «золото солнца» сливаются в оптимистическую «симфонию поля», утверждая жизненную силу природы.
Но на первом плане все же не сама природа, которую наблюдает лирический герой, а его душа воспринимает (или не воспринимает) окружающей среды. Поэтому и среди «действующих лиц» новеллы не только «солнце», «кукушка», «жаворонки», но и такие как «моя усталость», «человеческое горе». И все они символизируют настроение, переживания героя. Коцюбинский, искусно вплетая элементы символики в художественную ткань новеллы, противопоставляет два начала, которые существуют как в душе отдельно взятого человека, так и в мире в целом - светлое и темное, радостное и трагическое. Но из подтекста этого философско-психологического конфликта борьбы двух начал, двух сил (добра и зла) просматривается конфликт социальный, связанный тоже с противопоставлением прогрессивных и реакционных сил в обществе.
После поражения революции 1905 г. в стране наступил период, известный под названием столыпинской реакции. Для подавления крестьянских восстаний были использованы войска и казаков, которые жестоко расправлялись с восставшим народом. Значительная часть интеллигенции потеряла веру в целесообразности дальнейшей борьбы. Кое-кто обратился к религиозно-мистической деятельности, некоторые - к идее «чистого искусства».
В своей новелле М. Коцюбинский вывел образ интеллигента, художника демократических взглядов с высокоразвитым чувством ответственности перед народом в один из критических моментов истории. Ведь желаемое забвение недолго радовало героя. Встреча с крестьянином, с рассказа которого предстают ужасные картины (безземелье, голод, болезнь, унижение, нищета), возвращает его к реальной жизни. «Мы же стрілись на ниве и молча стояли минуту - я и человек. То был обычный мужик. Не знаю, каким я ему сдался, но сквозь него я вдруг увидел кучу черных соломенных крыш, затертых нивами, девушек в облаке пыли, что возвращают с чужой работы, грязных, некрасивых, с обвисшей грудью, костлявыми спинами... бледных женщин в черных драных запасках, что склонились, как тени, над коноплей пранцюватих детей вперемешку с голодными псами... Все, на что смотрел и чего не видел. Он был для меня как палочка дирижера, что вызывает вдруг из мертвой тишины целую метель звуков». Крестьянин, с которым лирический герой разговаривает, рассказывает, что люди за участие в революции страдают на сибирской каторге. Он сам тоже год просидел в тюрьме, а теперь становой раз в неделю бьет его в лицо. В душах людей поселился страх, потому что был тогда приятель и единомышленник, а теперь, может, продает тебя исподтишка», Люди стали друг другу врагами.
Рассказ крестьянина вызывает гнев и возмущение у лирического героя. Он больше не может и не хочет оставаться в одиночестве. Гармония природы, которая пробудила в нем потребность в общении с людьми, способствует еще большей чувствительности к чужому горю, рождает желание быть в первых рядах борцов против насилия и зла. Поэтому рефреном звучат в новелле слова «Говори, говори...» Это не столько обращение к крестьянину, сколько приказ себе слушать и пройматися болями народа. Іntermezzo лирического героя длилось недолго, оно было временным периодом в его жизни. Но этот отдых наедине с природой дал возможность ему убедиться, что человек, а тем более художник, не может отделять себя от проблем мира. Только в жизни среди людей и для людей есть смысл И поэтому без сожаления прощается лирический герой с волшебной природой, которая дала ему силы и вдохновение: «Прощайте, нивы. Катите себе свой шум на позолоченных солнцем хребтах. Может, кому-то он покажется так, как мне. И ты, кукушка, с верхушки березы. Ты тоже строила струны мое! души. Они ослабли, потрепанные грубыми пучками, а теперь снова натягиваются. Слышите? Вот они бренькнули даже... Прощайте. Иду между людьми. Душа готова, струны тугие, напряженные, она уже играет...».
|
|