Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Впечатления в творческом процессе писателя - чувственная основа, на которую опирается художественно-образное мышление художника. В. - ощущение и восприятие человека, которые возникают у него в процессе непосредственного контакта с действительностью и сопровождаются эмоциональным возбуждением. В. питают представление и творческое воображение писателя, обеспечивают конкретно-чувственную пластичность образов. Функции И. в возникновении художественного произведения, передачи читателям эстетической идеи-пафоса Франко объяснял так: "Поэтическое произведение я называю идейным тогда, когда в его основе лежит некий образ, факт, впечатления, чувства автора". В творческом процессе происходит актуализация чувственных впечатлений, которые возникли раньше и перешли в сферу подсознательного. Б.-И. Антоныч воспроизводил этот процесс в стихотворении "Элегия о певучие двери": "Поющие двери, седой явор, / старый рисованный порог. / Так остались в воображении / места детских дней моих, / так доховала память парня / омрачены уже обиды, / такой ограниченный стал объем / той песни, что дрожит, / которая троганием волнует, и все же без лишней слезы / пейзажи воспоминаний рисует. /И хочу снова пережить / мальчишеские радости и бури. / Быстрый струится в жилах кровь, / и сияют счастьем глаза хмурые, / в ладони легчает перо". Передача писателем В. персонажей, рассказчика не только описывает объект восприятия, но и является средством выражения их точки зрения, мироощущения, оценок. Воспроизведение В. в художественном произведении указывает на несовершенство термина "отображение" для характеристики сути творчества, ведь художник не столько отражает, познает объективный мир, сколько воспроизводит (даже моделирует) чье-то эстетическое освоение мира, переломлюючи объективную действительность через внутренний мир субъекта. Сравн.: "Женщина стояла молча, словно чужая в этой очереди, где, казалось, все знают всех. Она не вступала ни в какие разговоры, но и к ней никто не обращался с вопросами. Слава не могла опереться впечатлению, что в этой женщине есть что-то незвичайне. ей даже показалось, что от женщины пахнет какими-то особенными духами с тонким, горьковатым запахом. Уговаривала себя, что этого не может быть, что воздух в магазине было несколько душное, щедро насыщен запахом продуктов, которые здесь продавались, более всего маринованных селедок, то где же здесь пробиться духам" (Галина Гордасевич "Прощание с Изольдой"). Это - восприятие людей в очереди журналисткой, которая была "трезвой ребенком своего трезвого двадцатого века, привыкла находить всему логическое объяснение и не верила, что между людьми могут возникать какие-то отношения, не подвластные законам логики". Не верила, но вскоре убедилась, что первые впечатления, интуитивное озарение способны управлять действиями человека иногда сильнее от мировоззренческих основ. Это - сфера и предмет художественного исследования". Богатство впечатлений, особое внимание к их переливов даже за счет четкости воспроизведения предметного мира лежат в основе импрессионизма.