Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Осуждение эгоизма и бездуховности в повести Ивана Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья».

«Недалеко от Богуслава, круг Роси, в длинном покрученому оврага раскинулось село Семигори» так начинается повесть И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья». В этом произведении на фоне чрезвычайных пейзажей украинских городков автор изображает жизнь типичной семьи: ее привычки, обычаи, и рисует большую панораму тогдашнего общества.

Автор вроде реально прикасается к теме, которая актуальна и сейчас в наше с вами время. Неужели через сто лет, то есть в наше время, нет споров между детьми и родителями, между свекровями и невестками? Конечно есть. Возможно даже, что эти ссоры приобретают гораздо большего развития, чем тогда.

Перелистывая страницы повести, я вглядываюсь в старинные обычаи, но в то же время ограниченность старого Омелька Кайдаша, и элементы набожности: «Господи! Или в вас бога нет в сердце, что обсираете языки?» говорит он своим сыновьям. Они, дети, начинают не уважать отца и цепляться к нему: в Семигорах нет и где утопиться, потому что в ставках старой жабе по колено, разве из корчмы идя » это происходит, видимо, потому, что всю жизнь Емеля был крепостным и всю жизнь делал на барщине, а после отмены крепостного права он пытался в водке утопить все страдания, которые причинили ему господа. А, может, и потому, что делать стало меньше, делать нужно было на себя, и появлялись деньги и свободное время.

В произведении ярко изображен расслоение крестьянства (это видно из семей Кайдашей, Довбишів, Балашів), ослабление родственных связей, в этих обстоятельствах: «не лезь, потому задушу, иродова душа» кричит Карп на отца. Отношения свекрови и невестки автор изображает так: «Свекровь стояла над душой у Мотри, словно есаула на барщине, а сама не бралась и за холодную воду, или так: «Матрену, дай сюда, потому как пхну, то ноги задереш!» - кричала Кайдашиха, и пыталась в Мотре забрать мотовило.

Мелашки Кайдашиха тоже совсем не сожалеет: « Она сразу угостила ее полынью.» Но после Мелащиного протеста, после невозврата Мелашки из Киева. Свекровь становится мягче: «Возвращайся, дочь домой; тебе никто и дурного слова не скажет.» После этого в кайдашовой доме стала «мирнота», но на дворе между двумя хозяевами начался беспорядок. Емеля пытался отстаивать свои права, и Лаврин уже считал себя хозяином, и, как молодой сын, говорил:» вы сегодня хозяин, а я завтра.» С того времени все хозяйство было в руках Лаврина: « загнали дети отца на печь, на одпочинок.» Старый Кайдаш только горісно вздыхал, что он стал «маленьким Кайдашицем»

После похорон отца на некоторое время вновь восстановился мир между двумя семьями, но это было не на долго. Вскоре начался передел этого хозяйства. Мотри, как хорошей, бережливой, а потом и скупой хозяйке, показалось, будто доля Лаврина длиннее: «Чтоб вас беды час меряла, как вы еще перемеряли, « ...Лаврінова половина получается длиннее на целый пояс, еще и высунулась рожком на улицу в бузину.»

Эти ссоры перерастают в огромные семейные скандалы, они входят в повседневной жизни семей. Кайдашиха, оскорбляя Мотрю, кричит и оскорбляет своих внуков: «Твои дети такие зміюки, как ты. Наплодила волчат, то не пускай их к моей хатки.»

Мелашка, которая была « поэтической душой, с ласковым сердцем», долго не встрявала в различные семейные конфликты, но постепенно она воюет за петуха, лошадь, поросенок, а в итоге за грушу. И в этих спорах уже не уступает Кайдашами.

И. Нечуй-Левицкий отразил быт двух семей, ради того, чтобы хорошие люди не становились жестокими, безжалостными и бессердечными.