К написанию «Лесной песне» Леся Украинка, можно сказать, готовилась всю жизнь. Образы народных легенд, сказок , поверий вошли в ее духовный мир еще с детских лет. «Лесная песня» выросла на почве украинского народного творчества. Сказочные образы - плод народной фантазии - писательница не просто перенесла в свое произведение, а очистила их от всего второстепенного, несущественного.
Важную композиционную роль в произведении играет природа. Она не только указывает на время и место действия, но и помогает в раскрытии переживаний героев, их взаимоотношений. Природа - храм, она величественная и самодостаточна в своей гармонии и красоте. Но эта самодостаточность означает одновременно и отсутствие целого спектра чувств. Только осознание кінечності, смерти придает мировые особой ценности, делает возможным любовь как выбор и пожизненную ценность.
Что же на самом деле означает смена времен года и в какой связи она находится с развитием событий в произведении?
В первом действии природа претерпевает таких изменений, для которых требуется по крайней мере три месяца - целую весну, от того момента, когда «деревья еще безлистные, но покрытые бростю», к буйству цвета калины. В драме все это происходит в течение первого действия - первый вечер встречи Нимфы с Лукашем. И зритель не чувствует этой условности, зато имеет полную иллюзию длительности времени. Таким образом сценические категории времени и пространства Леся Украинка решает по-новаторски.
Весна - встреча Мавки и Лукаша, зарождение любви. Весна - это пробуждение сердец, рождение надежд, буйство цвета чувств, то гимн всесильной любви. Не только человек - вся природа живет за прекрасными i непостижимыми законами любви:
«Вон видишь, там спрашивает дикая рожа:
"Я хорошая?"
А ясень ей кивает в вершинах:
"Лучшая в мире!"
Позднее лето - угасание любви в сердце Лукаша. Этому способствуют новые персонажи ? мать Лукаша, вдова Калина и мифический образ Марища («Того, что в скале сидит»).Сама природа как бы предупреждает девушку, что очень скоро наступит «позднее лето», завянут цветы, исчезнет красота. Пошарпано полевую Русалку, вырваны цветы из пшеницы, почернел красный жар мака. Так может увянуть и чувства. Но Нимфа не верит в это. Она покинула лес, ушла жить к людям. Позднее лето вносит свои изменения в лесные пейзажи и в человеческую жизнь. Покошено и сложено в стога буйные травы, первая седина упала на виске деревьев, а любви Мавки и Лукаша тронул первый холод. Над любовью взял верх расчет, человеческая подлость и подобострастие. Лукаш идет до Акулины , а Мавка остается ребенком природы и вместе с тем не перестает любить. Природа вместе с героями проходит их нелегкими, путаными тропами, оттеняет их душевное состояние. Она не просто сосуществует с человеком, а сопереживает с ней. Тяжело на сердце у Мавки: оно предвещает измену, разлуку. В это время "начинает накрапывать мелкий дождик, густой сеткой заволакивает поляну, дом и роща".Все для Мавки становится чужим, неродным, но она не раскаивается за то, что любила, хотя Русалка доказывает ей, что:
«Любовь - как вода, - плавке и быстрое,
Рвет, играет ласкает, затаскает и топит.
Где пал - оно кипит, а встретит холод -
Становится словно камень.
От таких слов Мавка похилилась. И ее душевное состояние, все ее нынешние переживания передаются пейзажам:
«Начинается ветер и гонит седые облака, а вместе с ними черные ключи птичьи, что улетают в теплые края». Возможно те облака - то Мавчині мысли мрачные, наполненные воспоминаниями о прошлом, полное любви лето; душа болит, плачет и хочет понять, почему у людей не так, как она думала - навек; те ключи, возможно, на своих крыльях несут ее любви, а потом только весной его вернут.
Осень - Нимфа отдается Тому, что в скале сидит. Лукаш становится оборотнем. В третьем действии лирическая напряжение достигает наивысшей точки и идет к развязке. Всупна ремарка, что объединяет и описание осенней, пасмурной, ветреной, тревожной ночи, и портрет физически знеможеної борьбой, но непокоренной духовно Нимфы, и сообщение о смерти дяди Льва, и намек о крахе хозяйства Лукашевої семьи, словно предвещает несчастье героям драмы. Особое внимание здесь сосредоточено на трагичности Нимфы, в черном одеянии и большой тоске прижалась к дому Лукаша.
«Последний желтый отблеск луны гаснет в хаосе голого корни». Непривлекательным цветам соответствуют такие же звуки. Вместо трелей соловьиных теперь «стонут филины, хохочут совы, язвительно лают псы».
Пришла зима. Заснула природа - закончилось человеческая жизнь, как будто замерла ли замерзло и теперь ждет первых весенних лучиков, которые бы смогли отогреть душу и снова вдохнуть в нее воодушевление к жизни.
Произведение завершается Весной.
«Мавка вдруг вспыхивает древней красотой в звездном венце. Лукаш бросается к ней с криком счастья...»
Последний монолог Мавки доказывает, что природа не знает смерти. Пройдет зима, и снова наступит весна, расцветет лес, зашумит листвой и будет рассказывать внимательным слушателям о лесной царевне Мавку и о ее большой любви.
Природа в «Лесной песне» персонифицированная в наилучшем значении этого слова. Силы природы выступают в образах Водяного, Лешего, Мавки и Русалки.
Как особого рода действующих лиц, а не простой «фон» можно рассматривать то, что фактически человеком осознается и воспринимается как неживая природа - лес и каждое дерево в отдельности( грустная, бледная, наклонная и журлыва березка, трепетная осина, задирлива дикая рожа, боярышник и терн, надменный ясень, клен и явор) озеро, ручей и болото, туман и лунный свет и т.д. В создании симфонии жизни принимают самое активное непосредственное участие и могучие природные стихии - вода и огонь.
Леся Украинка в изображении природы в драме была новатором. Она словно писала сценарий для будущего кинофильма, предвидя синтез различных искусств. С помощью множества нюансов, штрихов и неожиданных ассоциаций писательница воссоздает сложное полифоническое звучание «песни леса».
Природа вечно жива, бессмертна, вечно изменчива, в ней все переходит из одних форм в другие, но никогда ничто в ней не погибает - конец одной жизни становится началом другого.
Леся Украинка сумела доказать нам, что мы лишь частичка природы и полностью зависим от нее. Прекрасная поэтесса будет жить среди людей, благодаря своему прекрасному, нежному, доброму слову. Она сгорела, сочиняя свои произведения, но дала нам часть своего видения, восприятия. Богатый духовный мир женщины вместе с талантом сумел создать прекрасные образы «Лесной песни», а оформило их, показал их нам слово.
Выполнила - Зленко Елена Александровна