Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Выразительные песни (троєцькі) - вид календарной обрядовой лирики, которая сопровождала обычно-обрядовые действия в течение "русальной недели", что по христианскому календарю начинается в Пятидесятницу, на Святую Троицу, на 50-ый день после Пасхи (преимущественно на конец мая - начало июня). Р.п. и соответствующие обряды - это наследие глубокой древности. Они отражают представления древних украинцев, связанные с мифической фигурой русалок. В этом обряде и следы древнего культа почитания покойников, особенно тех, что умерли не своей смертью. О поминальный характер Русалий у славян еще с Черноморско-Дунайской суток говорит и само название Rosalia, и у римлян означала поминальное праздник, а также соответствующее славянское слово "навье" - мертвецы, злые духи. Фонетические варианты последнего имеем на Гуцульщине - нявка, на Волыни - мавка. К циклу русальных обрядов в Украине входило немало таких, что имели локальный характер, как описанный М. Костомаровым обряд "Тополь" на Полтавщине, или "водить Вербу" на Черниговщине, или "водить Куста" на Полесье. Дошли они до нас фрагментарно, в немногих образцах: "Ой в леску, в леску на дубку", "Сидела русалка на берегу белой", "Ой бежит, бежит молодая девушка", "На гряній, на гряній", "Ой в лесу, при орехе, при дубку", "Проводили русалочок, проводили", в которых упоминаются русалочьи качели, просьба дать наметки (женский головной убор), рубашки, загадка девушке и проводы ("Чтобы они к нам не ходили, / И нашего рожь не ломили, / И наших дівочок не ловили"). Характерными образцами царинних песен из Лемковщины является "Собором ідеме, плен несеме!" (надднепрянский вариант - "Со сбором идем, плен несем"), "Куда ідеме, Бога слідиме", "Эй, на Пасху, на славный день". Вождение "Тополя" или "Куста" сопровождала песня "Стояла тополь край чистого поля". Содержание этих реликтов древнего обряда и песенности сегодня не вполне зрозумілий. их жанровая форма ничем не отличается от гаивок-веснушек, петрівчаних и купальских песен. Архаичность Р.п. очевидна: нет строфічної структуры, неупорядоченное рифмовки, асонансні рифмы или вообще без них. Романтическая таинственность, балладный драматизм ситуаций Р.п. привлекали писателей. Молодой Т. Шевченко трансформировал их мотивы в ряде баллад ("Русалка", "Причинна", "Утопленница", "Тополь"), Г. Гоголь в рассказе "Майская ночь, или Утопающая", Леся Украинка в поэме "Русалка", драме-феерии "Лесная песня", Г. Коцюбинский в повести "Тени забытых предков", Александр Олесь в драматических произведениях "Над Днепром", "Ночь на Полонине" и др.