Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Легенда (лат. legenda - то, что следует прочесть) - 1. Самый распространенный жанр европейского средневекового писательства (начиная с VI в.), сформировавшийся в католической письменности преимущественно как житие святого, написанное в день его памяти, или как сборник поучительных рассказов о жизни святых мучеников, исповедников, святителей, преподобных, пустынников, стовпників, который называли "Патерик". В западноевропейских странах особую популярность имело собрание христианских Л. в XIII-XIV вв. под названием "Золотая легенда" ("Legenda aurea"), переведенное на многие языки. Сюжеты из этого сборника питали все роды произведений литератур европейского средневековья. В украинском писательстве княжеской эпохи одним из переводов таких сборников Л. есть "Пролог". Тогда же возник сборник оригинальных Л. -- "Киево-Печерский патерик". Позже Л. стали называть разнообразные повествования религиозного содержания с набожным и поучительным наставлением, о святые места, притчи о происхождении животных и растений. Из таких"произведений"благоустраивали многочисленные сборники, которые переводили разными языками. их сюжеты передавали стихами, использовали в школьных религиозных представлениях (мистериях, міраклях, моралите). В Украине известны Патерики - Синайский, Скитский. Афонский, Иерусалимский и др. Сюжеты Л. имели многочисленные отражения в иконописи, рыцарских романах и повестях. На них выросла такая жемчужина европейской классики, как "Божественная комедия" Данте Алигьери. 2. Устное народное повествование о чудесном событии, которое воспринимается как достоверная. Л. очень близки к переводам, отличаются от них больше всего тем, что в основе их - библейские сюжеты. В отличие от сказок, Л. не имеют традиционных начальных и заключительных формул, постоянное чередование событий. Лишь иногда в них есть общее со сказками: первоначальные формулы - "это было давно", "когда-то давно-давно"; фантастический смысл, но такой, что трактуется как чудо, творимое необычными людьми. Л. начинаются с изложения содержания и заканчиваются выводом, поучительным підсумком. их сюжеты преимущественно одно - или малоепізодні. Композиционная и сюжетная неусталеність Л., свободная форма обусловливают частую импровизацию повествования, контаминацию эпизодов и мотивов. Темы, сюжеты и персонажи Л. - разнообразные. Л. органично вошли во все жанры древнего украинского писательства, в иконопись и живопись, в-народное сознание, отразились в народных колядках, щедровках, лірницьких песнях, балладах, думах, сказках, анекдотах и других жанрах фольклора. По их мотивам построены "Энеида" Котляревского, ряд произведений т. Шевченко (поэма "Мария"), Франко (поэма "Моисей"), роман Вал. Шевчука "На поле смиренном".