Гобсек - герой одноименной новеллы, его имя’я стало нарицательным как символ непрерывного
стремление к накоплению, и именно она привела героя в конце жизни почти
до безумия: перед самой смертью ему казалось, что покатились золотые монеты, и
он пытался их собрать. Гобсек считал, что «в золоте сосредоточены все силы
человечества». Долгие годы он трудился, чтобы сколотить состояние, но при этом порвал все
отношения со своими родственниками, поскольку они могли претендовать на его наследство.
У него не было ни семьи, ни настоящих друзей.
До зрелого возраста Гобсек накопил
достаточное состояние, чтобы стать ростовщиком и «властителем Парижа». И все же он не был
простым користолюбцем и накопителем золота. Гобсек был мудрым человеком,
философом. Он рассуждает о золоте не как о самоцели, он понимает, что золото
дает ему право «владеть свтом», «появляться как возмездие, как укор совести». Он
сам предоставил себе право «быть кігтистою лапой Невідворотности», точнее, это право
ему предоставило золото. Гобекс уверен, и с ним нельзя не согласиться: незыблемое
лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас природой, - инстинкт самосохранения».
Многое в жизни человек делает только для себя. Не только Гобсек, но и
Дервіль, и Максим де Трай, и Анастезі де Ресто думают прежде всего о себе. Но есть
же люди, которые умирают за высокие, достойные идеи! Думаю, в этом тоже есть определенная
часть тщеславия. Конечно, есть альтруисты, которые думают о себе в последнюю
очередь, но, к сожалению, таких все же меньшинство. А хорошее, не чрезмерное тщеславие
должно быть у каждого человека, который уважает собственное «я».
По моему убеждению, наше тщеславие может удовлетворить не только
золото, но и развитый ум, уважение других людей, любовь близких. То, чего не
можно купить за золото.
Грустно было наблюдать, как мудрый и предприимчивый Гобсек в конце жизни
превратился в обычного скрягу и стяжателя. Все-таки изуродовала душу
героя, превратило его сердце на
пепел.