Краткое изложение произведения
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 10-х ГОДОВ XX СТ. МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Тени забытых предков
Иван был девятнадцатой ребенком в гуцульской семье Палийчук. Он часто плакал, плохо рос и смотрел на мать таким глубоким, умным зрением, что и беспокоилась - не подменила его нечистая сила.
Подросши, Ваня бежал в горы, в лес, где ему было уютно, хорошо. В семь лет он уже умел находить целебное зелье, понимал, о чем поют птицы, знал о арідника (злого духа), леших, веселого чугайстра (мифическое существо лесную).
Вскоре парня послали пасти коров. Там он научился играть На дудочке и все пытался поймать волшебную, неуловимую мелодию, которая ему все время слышалась.
В доме часто были беспокойство и горе. Брата Алексея роздушило дерево в лесу, а родственник Василий, хороший веселый парень, погиб в драке с враждебным родом.
На храмовые праздники Палійчуки, надев лучшую одежду, садились на лошадей и ехали в церковь. Однажды они встретились с враждебным родом Гутенюків. Началась драка. Ивану тоже хотелось с кем-то драться. Он увидел девочку, которая тряслась со страха возле телеги, И ударил ее. Девчонка побежало, парень за ней. Сорвал ленты и бросил в реку. Тогда девочка посмотрела исподлобья и сказала, что у нее есть еще лучшие кісники. Потом подумала, достала длинную конфету, разделила ее пополам и угостила Ваню. Парень был поражен. Они начали разговаривать, и взгляд черных матовых глаз» Марички «мягко погружался в Иваново сердце».
На второй день после драки умер отец, старый Палийчук. В семье наступили тяжелые времена. По мысли Ивана не шла Маричка. И он, пас корову, как-то увидел ее. С того времени начались их тайные встречи.
Так росли они среди потоков и лесов, чистые и наивные. Но детство прошло, Иван «был уже парень, стройный и крепкий, как смеричка», Маричка тоже стала девицей на выданье. Встречались они теперь только< в воскресенье или на праздники где-то в лесу, чтобы их родственники не знали. Маричка любила, как Ваня играл на флояре. Она же отвечала ему спевка, которых знала множество и составляла сама.
Маричка спрашивала, будут ли они в паре, ведь их семьи никогда этого не позволят. Иван отвечал, что и спрашивать не станет. Что бы там не было, а Маричка должен быть его.
Но хазяйство (хозяйство) Ивана упадок, надо было идти в батраки. Юноша утешал девушку, говорил, чтобы пела, а он услышит те песни.
Теплым весенним утром Иван поднялся на горную долину, где вместе с другими пастухами должен был ухаживать за скотом, что ее сгоняли на лето из разных сел. Каждый имел свои обязанности - один поддерживал костер, другие пасли, доили овец, а ватаг «священнодіяв» над головками овечьего сыра.
Дни за днями проходили в ежедневной работе. Иван часто вспоминал Маричку, ее песни.
Когда заболел Николай, который присматривал за костром, Ивану поручили следить костра. Ночью юноше снились плохие сны, в которых он никак не мог встретиться с любимой.
Однажды Ивану послышался голос Марички так, будто она его звала. Он побежал на голос и остановился перед пропастью.
Работал Иван в долине, пока хозяева не разобрали скот на зиму.
Недаром Иван спешил с полонины: он не застал Марички живой. Неожиданно началась на Черемоше наводнение. Вода подхватила дев чина, понесла, бросила на водопад. Люди это видели, слышали крики, но спасти не могли.
Иван не поверил, пошел искать Маричку берегом, но не нашел Стал бродить лесами, ошалев с тоски. Появился в селе только через шесть лет - худой, зчорнілий и постаревший, но спокойный, через год уговорили его жениться, потому что надо же было ґаздувати (хозяйствовать). Женщина Палагна была из богатого рода, гордая и надменная. Но хозяйка была добрая, помогала мужу в ежедневных заботах. Иван все время проводил возле скота, думал только о ней и заботился, лишь иногда вспоминал Маричку, и тогда пропадал. Женщина сердилась, мужчина чувствовал вину только перед скотом. На Свят-вечер готовили, по традиции, двенадцать блюд, угощали сначала скот, потом отгоняли вражеские силы. Когда садились ужинать, Ивану казалось, что за плечами стоит Маричка и плачет.
На Теплого Юрия Палагна решила погадать. Пошла голой на царинка, стала гадать и вдруг почувствовала, что на нее кто-то смотрит. Это был сосед, мольфар Юра - волшебник и планетник. Сначала не могла и пошевелиться, а потом почувствовала злость, что пропало гадания.
Палагна боялась мольфара и вместе с тем интересовалась им, потому что он прибегал ей намного лучше мужа, который только сокрушался, худел и байдужів ко всему.
Однажды Палагна, приглядывая коров в лесу, увидела, что надвигается туча с градом. Потом заметила мужчину, карабкался на скалу. Это был Юра. Он стал, поднял в облака палку и начал ее прогонять. Облако послушалась и пошла прочь, а Палагна прибежала к волшебнику с радостью и стала его «любаскою».
Все говорили о Палагну и Юру, но Иван был до того равнодушен. Женщина расцветала и веселилась, а он прозябал и сох. Однажды он увидел, как Юра вместе с Палатой гадают против него. И пошел, не зная куда. Бродил горами, долами. Наконец увидел, что сидит над рекой, которая забрала у него Маричку.
Однажды Иван проснулся от того, что его будила Маричка и звала за собой. Он пошел за ней, зная, что это не его девушка, а нявка (лесная девушка, у которой в спине дыра, через которую видно все внутренности). Девушка напомнила ему все их встречи, забавы, песни, горячие объятия и разлуку.
Дошла до полянки. Маричка дрогнула и исчезла. Иван разжег костер, и к нему, вместо девушки, пришел чугайстыр, добрый лесной дух, который защищал людей от нявок. Где их встречал, сразу раздирал. Иван испугался, что он разорвет и Маричку-нявку, что была здесь где-то поблизости, поэтому стал разговаривать с лешим, даже пошел на его просьбу в пляс. Чугайстыр, устав, ушел, а Иван снова захотел увидеть Маричку. Услышав ее голос, побежал и веки в пропасть.
Едва живого на второй день его нашли пастухи.
Печальная трембита известила о смерти. Палагна, как положено, хорошо плакала и причитала. А людей собиралось все больше. Потом послышался шум, толкотня. Не много уже сумму малая душа? Зазвучал женский смех и начались забавы, аж на груди у умершего зазвенели медные деньги, сброшенные добрыми душами на перевоз.
Комментарий
Произведение М. Коцюбинского «Тени забытых предков» называют еще волшебной сказкой о любви, а героев Ивана и Маричку-украинскими Ромео и Джульеттой, в образах которых воплощен романтическую идею вечности любви. Творении использован богатый фольклор Гуцульщины, показаны обычаи, обряды и традиции украинцев-гуцулов, прекрасную, дикую и порой жестокую природу Карпатских гор. Богатый духовный мир героев противопоставлен достаточно жестоким реалиям мира.
|
|