Краткое изложение произведения
ПРОЗА ОКСАНА ЗАБУЖКО
Казка про калинову сопілку
Девочка родилась с луной на лбу - небольшой багряной меткой-серпиком. Мать переживала, что это за знак, хотела верить, что на хорошо, на какую-то особую судьбу. По вечерам расчесывала дочку, рассказывала сказки о девушке-золотоволоску, об Анну-красавицу. Анна росла гордой, умной не по годам, а деревенские кумушки только удивлялись. Не знали, какая боязнь матери Марии - ведь она вышла за своего мужа Василия с досады.
Когда ее пришли сватать, отец не позволил выйти за любимого, но далекого и неопределенного мужа. Тогда она дала согласие первым, которые пришли, сватам. Вскоре отец умер и часто приходил к дочери в снах.
Вторая дочь, Аленка, родилась кволенькою, плаксивой. Отец за ней ухаживал, миндальничал сверх меры, защищал от матери, даже на работу принимал, вставал ночью к малой, пел песню. Эта песня так поразила Аню, что она из ревности избила Лену и хорошенько получила за это от матери.
Сестры все все больше не любили друг друга. Малая пыталась все время вывести из себя Аню, раздражала ее, старшая сестра била младшую.
Отец, словно чувствуя за собой какую-то вину, привез Анечки с ярмарки много шелковых лент, а Аленке - только орехов и изюма. Как-то, глядя на луну, Анечка спросила отца о пятна на нем. И тот рассказал о Каине и Авеле. У девушки остался только один вопрос: почему Бог принял жертву Авеля и не принял Каїнової, почему одного брата полюбил больше, ведь они оба хорошо работали.
Однажды к ним пришла цыганка и сказала, что Анечке лучше бы уйти в монастырь, потому что не будут родители ею тешиться. А вот про младшую позаботятся и так. Мария удивилась и встревожилась, но, конечно же, отказалась.
Анна стала уже девушкой, и о ней расспрашивали матери сельских парней. Некоторые и сватов уже ссылали, но получили вежливую отказ - мала еще. Иметь больше болела за Анну, а отец - за Аленку, то и прилепилось - дедова дочь и бабья дочь.
Анна могла определять, где есть вода, чтобы копать колодец. Это оказалось случайно, и с тех пор ее приглашали во все окрестные села. Малая уже и свой заработок. Как-то на ярмарке, увидев атамана чумаков, спросила у матери, что это за белая дама рядом с ним сидит. Мать, конечно, никого не увидела. Потом оказалось, что те чумаки завезли чуму.
Аленка вилюднилася, сделалась славным девчонкой. Больше всего любила прясть. Но продолжала делать сестре разные пакости. Анечки не хотелось и быть в доме.
Через домашние мятежи Анна переставала слышать воду. Однажды вместо воды показала на убитого и закопанного мужа, и указала на убийцу.
Сидеть в девках сестры начали почти одновременно. Родителям пришлось произвести им немало одежды, хоть Анна и сама уже зарабатывала, но не считала это серьезным, не упрекала сестре, и та пользуется ее трудом.
Аннушку в группе выбирали на Лелю и на «тополь», она была во всем самой красивой. Поэтому остальные держались как-то в стороне, не считали за свою, и это огорчало девушку.
Как-то Аннушку заметил лучший и самый богатый парень на селе Дмитрий Маркіянів. Нанял для нее музыки, сказал, чтобы вышла вечером на леваду. Она отказалась. Все уже считали их хорошей парой, даже не думали, что девушка будет против. Дмитрий не любил, чтобы было не по его, подстерег Анну и едва не взял силой. Она укусила его и убежала.
Незаметно расцвела и Аленка. Когда осенью пришли сваты, Аня не сразу поняла, что Дмитрий не сватает ее, а младшую сестру.
Это был стыд. В душе Анны застыла обида, потом все острее ей хотелось отомстить. Однажды, возвращаясь домой, нашла красивый мужской пояс. Взяла домой, положила под подушку. Ночью какой-то приятный мужской голос сказал, чтобы вернула пояс, а если не отдаст, то должна стать его женой. Решила, что это и есть ее судьба.
Каждую ночь странный мужчина был с ней, а на утро улетал через трубу, как дым. Анечка исхудавшая, только и ждала ночей. А еще мечтала о мести Лене. Ведь скоро ее свадьба, и они, видимо, вместе с Дмитрием задумали ее так наказать.
В воскресенье Анна взяла нож и предложила Лене пойти в лес прогуляться. Та согласилась, и Анна ее там зарезала. Вернулась под вечер сама не своя, на вопрос, где сестра, говорила, что не знает. Мужчины искали Лену в лесу, но так и не нашли.
Анна сошла с ума, лежала молча на печи беременна. Однажды селом проходила чумацька валка. До Василия и Марии попросились переночевать несколько. Стали разговаривать. Молодой чумак вынул дудочку, вырезанную из калины возле села, а и спела Оленчиним голосом. Анечка вскочила с печи и зареготалася, сказала, что сбылось все. Поняли, кто убийца, послали по сторожу. Пока пришли, а в доме никого не оказалось, только на полу следует смоляной остался.
Комментарий
На материале устного народного творчества и библейской легенды писательница создала обновленный миф о двух сестрах, в котором рассматривает вечные философские категории жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти. Важными моментами в произведении есть проблема родительского воспитания, понятие о счастье «на зло», отношений в семье, в конце концов, выбора человека, поиска ею истины.
|
|