Краткое изложение произведения
УКРАИНСКАЯ НОВЕЛЛА, РАССКАЗ ГРИГОР ТЮТЮННИК
Три кукушки с поклоном
Любви Всевышний посвящается Герой-рассказчик выходит из-вне клуба в новеньком дешевом костюме (три вагона кирпича разгрузил с ребятами-однокурсника-ми, то и купил) и с чемоданчиком в руке. И первое, что видит, - дом Карпа Яркового. Перед ней ровными рядами на желтом песке молоденькие сосны. На крыльце стоит Марфа Яркова и провожает юношу глазами. Она без платка, видно пышные седые волосы. Когда ее волосы сияли золотом против солнца, теперь не сияют.
Парень подходит ближе и вежливо здоровается с тетей. Марфа шевелит губами и провожает его взглядом дальше, пока не вошел в большие сосны, те, что его папа сажал.
Дома парень целует мать, рассказывает куцые студенческие новости и спрашивает, почему это тетя Марфа так на него смотрит.
Мать вздыхает и говорит, что тетя любила его папу, а он на него очень похож.
Марфа (тогда ее за маленький рост звали «маленькой Марфой») сердцем слышала, когда от папы поступало письмо. Она чувствовала его издалека, прямовувала к почте, ждала, сбежав с поля от косаря. Когда выходил однорукий почтальон дядя Лев, Марфа вскакивала и тихо спрашивала, заглядывая в глаза, есть ли от Мышка писемце. Почтальон говорил, что нет, она не верила. Тогда дядя Лев сдавался и отвечал, что есть, но не ей, а Софии. Марфа просила дать ей письмо хоть в руках подержать. Почтальон отказывался, потому что это запрещено, потом все же отдавал и приказывал, чтобы никому не говорила, потому что его с работы выгонят.
Девушка хватает листа, прижимает к груди, целует и долго с ним млеет. Потом отдает, достает дяде рубля, чтобы выпил за здоровье Мышка, и птицей мчится на работу, а ветер никак не высушит слезы в ее глазах.
Парень спрашивает у матери, кто ей об этом рассказал - не дядя Лев? Мать ответила, что сама это видела и слышала, потому что убегала с работы вслед за Марфой, которая угадывала, когда будет письмо от папы. Сип спросил:
«- И вы на нее злились?
- В горе, сынок, ни на кого сердца нет. Именно горе».
Мишке было тридцать три года, а Марфе - девятнадцать. Два года прожила она со своим Карпом и нажилась за сто. Папа же героя-рассказчика как-то и не старел. «Сокол был, статный такой, смуглый, глаза так и пекут, чорнющі. Глянет, бывало, просто посмотрит и все, а в груди так и потерпне».
А последний раз, как мама видела папу (ходила в Ромны, их туда повезли), то уже не пекли, а только грустно нежили.
Карп и Марфа ходили к ним на посиделки. Разговаривали, пели втроем. А Карп в это время то в усы дул, то галушки уплетал, только сопел. Товстопикий был, товстоногий и рыжий. Марфа против него - как перепелочка. Глянет, бывало, как ее муж над галушками сопит - и слезы в глазах. Посмотрит на папу, а тот заслонит ладонью надбровия и поет. София говорит ему, чтобы хоть раз на Марфе глянул, так она так к нему и светится. А Михаил отвечал: «Зачем человека мучить, как она и так мучается».
Последнее письмо от папы
Отец писал, что посмотрел как-то на себя в осколок зеркальца - весь седой. Думал, что иней. Часто снится ему работа - как делает окна, двери, столы. И теперь вырезает ребятам на досуге ложки. А эту ночь снилась ему его сосна, реки синее крыло.-Далее просит, чтобы жена не судила его горько, потому что чувствует, что где-то витает у него несчастная Марфина душа. То же пусть Соня пойдет и скажет Марфе, что он послал ей три кукушки с поклоном, как говорил слепой бандурист на Зиньковском ярмарке. Вот только не знает, перелетять они Сибирь несходиму, а упадут ли от мороза. «Сибирь несходиму» было нерешительно зачеркнуто густыми чернилами, а потом написано снова. И пусть Соня попросит Марфе, чтобы позвала и свою душу обратно, и тогда хоть на минуту придет забвение. Заканчивалось письмо следующим: «Обнимаю тебя и несу на руках люльку с сыном, пока и буду жить...»
Давно все это прошло, а герой-рассказчик и до сих пор думает, как они чувствовали друг друга - Марфа и папа. А еще рассуждает - почему не поженились, когда так друг друга чулили? В ответ шумит большая «папина сосна»: «Тогда б не было тебя...»
Комментарий
Вечная тема «любовного треугольника» в Гр. Тютюнника интерпретируется по-новому. Образ любви здесь - как воплощение высокой христианской ценности, которая возвышает человека над обыденностью, очищает ее душу. Никто из героев произведения не поборол своего страдания, не втишив душевной боли. И читатель вместе с автором приходит к выводу: любовь человеку дается какой-то высшей силой, независимо от ее воли, желания, морали. Поэтому имеет право на существование, не может осуджуватися. Любовь в произведении окруженный неземным ореолом, далеким от привычного, бытового понимания. И это подчеркивается эпиграфом: «Любви Всевышний посвящается». Необычна и композиция произведения - происходит смещение временных плоскостей, а письмо является «новеллой в новелле». Все эти факторы делают произведение художественно совершенным, жемчужиной украинской новеллистики.
|
|