Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Сплетение действительности и вымысла реальности и фантастического в повести М. М. Коцюбинского «Тени забытых предков»

«Тени забытых предков», правдивую сказку Гуцульщины Г. М. Коцюбинский окончил в 1919, а впервые напечатал в 1912 году. Написанию сочинения предшествовала большая и напряженная работа: писатель изучал фольклорно-этнографические материалы о Гуцульщине (привычки, быт, фольклор гуцулов), собирал научные статьи монографии: лично, поехав в Криворивне, ознакомился с местной природой.

Коцюбинский не просто хотел обрисовать и описать жизнь сказочного народа, он стремился заглянуть в душу человека, показать ее мировосприятие и внутренний мир. Коцюбинский - художник-психолог хотел понять именно психику гуцулов, ведь я имея огромную фантазию, они верят в предания и легенды, чрезвычайные силы природы и гадания. Глубокие язычники, они всю жизнь проводят в борьбе со злыми духами, населяющими леса, горы, воды. Верят, что есть люди, которые знают язык духов, верят в силу слова, в чародеев, которые сопровождают бурю, град и гром. Именно поэтому не последнее место в повести нявкам и Чугайстеру, градівнику Юре, что в состоянии отвратить бурю, гадалке Химі, что неоднократно мешала и вредила Ивану. Все эти персонажи еще раз подчеркивают страх гуцулов перед нечистой силой и силами природы.

В повести плотно переплетается фантастика и реальность. Особенности этого края накладывают определенный отпечаток даже на быт, обычаи гуцулов.

С самого начала идет рассказ о парне, и вроде все довольно просто, но уже и здесь есть элементы фантастического. Беспокойный, странный мальчик все чаще наводит мать на мысль, что при родах, видимо «не зажгли свечи» и ей заменили сына на черт. Следовательно, от самого рождения Иван попадает в фантастический мир верований, и уже в семь лет он знал, что на свете есть нечистая сила и злой дух правит всем, что в лесах лешие и веселый чугайстер, что раздирает нявок. Эти знания никогда не ставились под сомнение, так было и по-другому не могло быть.

Фантастической, например, является встреча малого Ивана со щезником. И хоть мы понимаем, что это лишь воображение мальчика, который очень верит в чрезвычайные силы, но для Ивана это достаточно реально и важно.

Во взрослой жизни фантастические элементы присутствуют в жизни Ивана в различных формах. Интересным является сознательное обожествление огня на полонине. Люди верят в живую силу огня, что защищает их от врагов, помогает в повседневной жизни. Даже простое воспаление огня сопровождается различными ритуалами и горит в течение лета.

Мастер психологической новеллы, Коцюбинский находит на удивление вдали средства для раскрытия внутреннего мира Ивана, сочетая его с природой Душа гуцула, не только может слышать мелодию гор, лесов, ручьев, но и способна создавать свою музыку.

В течение жизни Ивана сопровождают фантастические события, связанные с мировосприятием, верования гуцулов. Самым реальным, самым чистым является чувство между Иваном и Марией, но и оно незримо связано с выдумками. После смерти любимого Иван часто чувствовал ее нежный голос, в конце встречается с Марией-нявкою, разговаривает с ней. И понимаем, что это лишь плод воспаленного воображения, но Иван будто на самом деле слышит зов любимой, что заставляет его идти на ее поиски, на ее оклик и, потеряв бдительность, Иван срывается в пропасть, а впоследствии умирает.

Есть еще много примеров фантастического в повести: то что мольфар Юра останавливает облака, танец Ивана на поляне с Лешим, гадания Юры над куклой, олицетворяющей Ивана, постоянные гадания Пала гни на урожай, на хорошую скот и другие.

Впечатляющим и очень странным является обряд погребения. В доме лежит покойник со свечкой в руках, в головах его покоится душа еще не покинула дом, а возле него стоит много скамеек для людей, как в театре. Чуть позже собралась молодежь, чтобы повеселиться. Смех, крики в разных углах дома, которые продолжаются целую ночь, и это в тот момент, когда рядом лежит покойник. Довольно странно для нас, но привычно для гуцул можно больше людей должно построить и якнайвеселіше должно быть в доме той ночью, чтобы не было грустно и страшно жить людям этого дома. Автор хочет показать, что они ценят жизнь больше, чем смерть, что они долго не задумываются над смертью человека, презирают ее и даже не оплакивают умершего.

Не случайно и название повести, что полностью отражает ее содержание. Среди гуцулов, отрезанных горами от широкого мира, сохранились те древние мироощущение, когда природа и человек, действительность и вымысел. Реальное и фантастическое сливались водное нераздельное целое.