Творческие работы наших посетителей
Автор: Роксолана
Талант мирового масштаба Юрий Яновский
Известно, что живописец, прежде чем написать картину, создает десятки , а то и сотни эскизов, зарисовок с натуры. Далеко не все они потом будут использованы при окончательной компоновке полотна. Возможно, именно таким «не использованным» при шлифовании «Всадников» высокохудожественным эскизу и есть «Червоноарм»(1935).
Новелла-«осколок» словно в последний момент «выпала» из раздела «Путь армий», хотя по своей «звездной плотностью» стилю, по ритму она ближе стоит к «Письмо в вечность».
Исключительной художественной вместимостью отмечается и новелла «Чапай»(1938). Ее не возможно пересказать. Это произведение нужно прочитать, чтобы действительно почувствовать сконденсованість фразы, ее пластика.
Блестящим мастером - психологом проявил себя Юрий Яновский в создании рельефных детских характеров. И какими же сберегательными виражально - образными средствами! Вот где школа для молодых художников. Школа виртуозного владения словом - открытие чару и силы его.
На особое внимание заслуживает и рассказы Яновского «Анна Антоновна» (1940) - о скромной и мужественной труженицу на ниве народного образования.
Пятнадцать рассказов и очерков вошло в сборник Юрия Яновского «Короткие истории» (1940). В творческой эволюции писателя этот цикл был шагом вперед.
В годы второй мировой войны Юрий Яновский живет в Уфе, редактирует журнал «Украинская литература». Здоровье не позволяло ему воевать штыком. И поразило врагов острое слово писателя, который активно выступал с публицистическими статьями, памфлетами, очерками.
В 1944 году отдельной книгой выходят его рассказы «Земля отцов» . В произведениях «Завещание» , «Генерал Макодзьоба», «Сын», Яновский раскрывает высокий патриотизм и героизм народа. Утверждение несокрушимости , непокоренности патриотов - такая идея одного из лучших рассказов Яновськогопро летнего степняка. Титанический дух, неодолимая воля, страстная вера в победу и презрение к врагам - таким он предстает перед читателем, этот столетний дед - патриот.
Глубоко проникает Яновский в детскую психологию «Девочка в венке» , показывает страдания детей в оккупированном фашистами Киеве «Киевская соната».
В последние годы войны Яновский был военным корреспондентом на Первом Украинском фронте. В 1946 году он едет в Нюрнберг как корреспондент газеты «Правда Украины», вместе с Ярославом Галаном в своих корреспонденциях выражает судебный процесс над гитлеровскими военными преступниками.
За сборник «Киевские рассказы» (1948) Юрий Яновский был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
Длительное время Яновский работал над романом «Живая вода» , который вышел из печати в 1956 году под названием «Мир». Это произведение про украинское село , пережившее ужасы фашистского нашествия , о первый послевоенный год, о восстановлении разрушенного немецкими фашистами народного хозяйства , о трудовой героизм женщин.
«Мир»(«Живая вода») - роман многоплодная, события разворачиваются в украинском селе , в Кривом Роге, Донбассе, Запорожье, Киеве, на Нюрнбергском процессе.
Над романом «Мир»(«Живая вода») Юрий Яновский работал долго, упорно, по несколько раз переделывая уже написанное, терпя критики - справедливой и несправедливой. Несправедливая критика была суровая, безжалостная и грубая.
И то была критика с оргвыводами: уже готовилось исключения Яновского из Союза писателей.
Положение - хуже некуда: с одной стороны вынужденная переработка «Живой воды» на «Мир» совсем не пошла на пользу произведению - вот кон'юктурне «насилие» над собой, над своим замыслом , над своей волей Яновский чувствует особенно остро. С другой же стороны - и с рукописью переделанного «под давлением» нового варианта романа никто даже не пожелал ознакомиться.
А вывод Юрия Яновского : «Мне кажется , что это лучшее из того,что я написал,»-относится к «первоначального» варианта произведения.
|
|