Творческие работы наших посетителей
Автор: Роксолана
Цветок Основ"яненко как зачинатель новой украинской прозы
Дев"ятнадцяте века заявило о себе в Европе страстями свежих идей, хмельных, как молодое вино, идей, что будут названы романтизмом и на долгое время определят особое состояние человеческих душ и отношение человека к миру. Забурлили омолаживающие силы, и народы почувствовали себя желающими и готовыми творить историю. Волна общественной активности отдельных личностей и целых масс докатилась до всех окраин, готовых доказать миру, что для истории нет больших и малых народов, для каждого есть исторический шанс. Оживают Балканы, порабощенные турками, просыпаются понімечені чехи, и даже на большой руини славной до недавнего времени Украинской казацкой республики вспыхивают огоньки надежды на новое возрождение.
Казалось бы Украина, как европейское государство, уже не существует, ее духовные центры (Киево-Могилевскую и Острожскую академию) уничтожено, ликвидировано даже школы, и из земли не вырвать семена, люди способны предать землю, но земля не предаст себя. И Украина конца XVIII века снова дает фигурой, своим уровнем достигают европейских вершин, а собственными деяниями закладывают фундамент европейской славы для нации. Такой фигурой был Григорий Федорович Квитка, что от своего поместья Основа приобрел псевдоним Основ"яненко. Честь рода и славу своего народа Григорий Квитка защищает словом.
Он долго искал его, своего Слова. Было оно для него носителем большого смысла Бытия, образом истины, синонимом Правды, а значит - Бога, ибо, как позже скажет о Цветке М. Драгоманов, у него "никогда не выходил из головы тот дух, что затащил его в монастырь".
Поэтому своим словом Григорий Квитка становится на защиту чести родного народа, доведя ураїнськими повестями "Маруся", "Козырь-Девка", "Сердешнп Оксана", что украинский язык - не обречен на исчезновение бриллиант, ею можно творить серьезные, трогательные и трагические вещи. И вот произведения прозаика и стали настоящим эликсиром для многих его современников и, наверное, не одного из них спасли от трагической судьбы Гоголя.
Вывести творчество на европейский уровень не только по тематике, но и сделать шаг вперед в развитии литературных жанров, выйти за пределы господствующей тогда травестійно-бурлескной традиции помогло писателю восстановление прерванных духовных связей с традициями древней украинской культуры, которая проявилась в осознании писателем себя яе выразителя общечеловеческого состояния духа. Творчество Квитки-Основ"яненко утвердила в украинской литературе новые эпические формы реалистического исследования жизни, открыло новые пути поиска гуманистического идеала, что было унаследовано и развито следующим поколениям украинских писателей-прозаиков. Его произведения - переплетение многих стилей.
Современные исследователи творчества Цветка делят прозу писателя на произведения бурлескно-реалистичные и синтементально-реалистичные, правда, добавляют, что отдельные из них содержат "изложены в христианской морали".
А "Перекати-поле", например, интересное прежде всего тем, что в нем ярко проявилось своеобразное столкновение просветительской и романтической идеологии. Сам Квитка-Основ"яненко считал себя за писателя-реалиста, упорно защищал свой реализм и своих героев видел написанным с натуры. На писателей, что "летают под небесами, изображают страсти, созидают характеры", смотрел скептически.
Произведения Квитки-Основ"яненко глубокие, они принадлежат прозе XIX века. С присущим ему уровнем художественного мыслителя. Чтобы влиться в общеевропейские процессы, украинская литература за короткое время должна была пройти тот путь, который в некоторых странах длился десятилетия, а то и годы, века, но украинская литература прошла этот путь благодаря цветку-Основ"яненку, поэтому мы и называем Цветок-Основ"яненко - зачинателем украинской прозы.
|
|