- В воду наузника!
- Прочь с волшебником!
- Пусть с богом идет своим!
И тело Перунового жреца стрімголів полетело с обрыва, широко раскидывая руки, словно уостаннє собственной кровью, не люстральною водой кроплячи своих верующих.
Рев ошалілого от наслаждения уничтожения толпы слился с тріскотінням огня. Пламя обхопило Перунов храм. Огненный язык высунулся из-под стрехи. Лизнул резной, дубовый гзимз, словно пробуя свою добычу. И уже стремительно, торопливо глотал, быстро и часто облизываясь. Как голодный пес вкусную пищу.
Вдруг с оглушуючим грохотом обрушилась крыша Перунового храма, осыпая люд дождем искр. Толпа витверезився. И неожиданно стало жалко старой святыни.
Каждый привык к ней с детских лет. И пустота на «Перуновому холме» отпечаталась в сердце мучительной раной.
После опоєння уничтожением пришло пробуждение. Толпа, изменчивый, как море, переходил от бушующей метели к меланхолической тишине. Было неловко. Как после трусливого поступка. Стали расходиться большими и меньшими кружками... как когда-то из праздников в Перуновому роще... Бойовний настроение, как огонь, разрушив, что было можно, упал, вибризкуючи искрами вопрос: «А не отомстит Перун?»
Плохіші молчали, опустив голову. Завзятіші, чтобы подбодрить самих себя, бросали камнями в реку: попадали в деревянное тело Перунове, что колебалось на поверхности воды, кувыркаясь на волнах, как человек, усаживается ко сну и ищет удобного положения.
Неожиданно над Днепровскими волнами блеснула, зломана в локте, серебряная рука поверженного бога. Словно удалилась к небу,- изуродованный - с угрозой и проклятием.
- Выдыбай, боже! - отчаянно метнулся из толпы истошный вопль. Словно протягиваясь с помощью к погибающего бога... Люд на мгновение насторожился. Как овцы перед опасностью. И вдруг бросился наутек с криком.
- Видибає!
Выполнен чин не вызвал ясно оформленного заключения.
Лишь рефлекс.
Опустошенная и опустело круча «Перунового холма» понемногу западала в мерле молчание и тьму.
Из-за туч осторожно выглянул конец месяца. Сочувственно коснулся прохладой серебра черных ран лесной святыни. Переждал минуту по легкой тучкой. И, успокоенный безлюдьем и тишиной, выплыл полностью - полнолицый и бледный. Да и замер неподвижно, болезненно удивлен совершенным делом уничтожения. Обильным ветвями раскидистому дубу луч пробрался аж до лапатої растения, незыблемая осталась в примятой траве. Именно в этот момент на листья упала метко брошенным камешком небольшая лягушка-рахкавка. Дышала часто и быстро, словно по длинному плачу или с усталости дальнего пути. Глянула жовтавими веками. Да и залезла в траву. Лапчатая листья заколивалось, розхилилось. В місяшному свете сверкнула бледная - как в мерлого - серебряная рука. Сжаты пальцы держали золотые громовые стрелы. Казалось: грозит сжатым п'ястуком. Едва не касаясь поломленого ветви, низко застучали еле слышно крылья нічвидів-летучих мышей. За ними - словно вдогонку - мелькнул мягким летом пущик. Бросил просквозило-грустный, как рыдания,- свой крик. И исчез во тьме. Из обожженных, поломлених деревьев слезами падал зв'ялене листья. Месяц скрылся за тучу. И погасла серебряная рука, словно завязнув потолоченою землей.
Давно уже аж в глубины Понта Эвксинского отнесло срібнорукого Перуна. Перестал он быть ужасом и малым детям. Даже бабам-ворожбиткам, которые переняли наследством от прежних жрекннь Мокоши,- что в тайных омутах чорториїв сидят,- самовнушение и наговоры, стал Перун лишь «наговорним словом».
Но проклятие Перунове пережило древних богов. Упадет-ибо нашествие на Киевскую землю, вернет в трауре с побойовища княжеская дружина, суш или моры люд киевский моря - качают головой христиане: - Перунове это проклятие!
А кое-кто украдкой и под кручу «Перунового холма» советы искать идет, до землянки, под корнями старых осокорів прячется - то еще «варяжским кораблям за притык* служили».
Не зверь лесной в той пещере прячется. Не монах святой спасается в пещере, «ясновидка Богдарка» в том логове живет. Кто говорит сорок восемь лет. Другие - будто испокон веков живет там. И до скончания веков там находятся-читать. Несмертельное-потому что баба Богдарка. Знает все: и что было, и что будет. Поэтому на совет ясновидки стар и млад идет, убогий и богатый свою печаль несет...
Но зря, что люди сотками Богдарчин возраст считают. Глаз у бабы зорке и острое, как у рыси. Поэтому не укроется от ворожбитки, кто это поздней порой, не в мнозіх, а сам-один к пещере под обрывом зашел. Золот перстень на правой руке искрой-самоцвітом светится, когда блестяще Владимирово серебро перед бабой мечет.
- Не со света свести, ниже смерть причинить стремлюсь! Только сделай, чтобы я был отцу за братьев милее. Мне чтобы наследство отчую достать и над братьями сесть!
Качает головой старая Богдарка. И на своего гостя так смотрит, что аж отшатнулся он и за меч хватается. А баба спокойно рукой меч отклоняет.
- Спрячь, господин, свой ясный кінчак! Не честь-ибо мечу женской кровью умываться! Врагов же тебе, княже Ярославичу,- ох! - хватит!.. На них меч свой убери!
- Кто прозрадив? - сжимает п'ястуки княжич.
А баба своей:
- Тяжелое ты лихо задумал, ясный Ярославичу! Проклятие Перунового просишь! Вражды братної, княже! Но дам, дам, что хочешь, ибо судьба твоя!..
И кажется сыну Ярославову - не в глаза живые он смотрит, а над черной бездной наклонился.
Богдарка же круг вогниська уже принялась. Огонь из искры малой пробудила, котлик наставила, зелье-ненавистник с тисовим деревом варит. Шепчет слова наговорні. Из угла, словно помощницу - подругу рысь ветхое - как и сама баба, - позвала. Хорошо обряд тайный ученый зверюга знает! У костра примостилась. Впрыскивает, дует на огонь, бабушке помогает. Как ученик кузнецов, мехами огонь роздимає.
Кипит в котле. Над котлом пар поднимается. Княжичу кажется: фигуры братьев в ней... и стол Киевский? И битвы мнози... И жезл князь и бармы - признаки володарські! - таки у него, у Всеволода Ярославича?..
А баба льет черную тектину к котлу. По каплям отчисляет. Не то сожаления-воспоминания выливает. Не то заклятие оказывает...
Семь раз по три поклоны ударив, из тайника тайной серебряную руку несет... Золотые грімові стрелы из сжатых пальцев вынимает - княжичу Всеволоду подает.
А к плящини глиняной горячего зелья сваренного наливает.
- Этим - сонного отца своего, господина Ярослава - князя покропиш. Стрелы же,- ох! княжич! - стрелы с «Холма Перунова» розмечеш в разные стороны... Киевский стол твоим будет, Ярославичу. Но знай, княжиче ясен: братскую вражду в земле этой ты сеешь!.. А она - проклятием Перуновим так уже здесь вечно и загнездится...
Та не слушает княжич.
Такое уже сердце человеческое, что одновременно и верить, и не верить умеет. Верит Всеволод Ярославич, что на Киевский стол сядет, потому что желает этого. А проклятие Перунове?.. Маріння это неразумной бабы Богдарки!..
Сыплет золото князь. И уже нет его. А баба золото княже - языков мусора,- посохом своим отодвигает... И долго одинокой и неподвижная стоит, прислушивается, как в долине замирает топота княжеского коня...
Вгасла костер в пещере. Тьма и в Богдаркиному сердце. Хоть над стольным Киевом божий утро сияет... Побледнело небо. Вздрогнула ночь, почувствовала: надо отойти, потому что ясное солнце идет! Спит еще Киев. Только на «Ярославовом дворе» меркає свет, сердцем недрімним стоит, соревнуясь с ночью-тьмой...
Заработался князь Ярослав. Вплоть до бил-дня над «Русской правдой» время забыл. Раскрыл крылья мудрый дух княжеский и просторами Вечной Правды парит...
Приобретает лучшей судьбы для своей земли князь Мудрый. И бодрый и радостный дух его. Нет-потому что более радостной труда на мире, как счастье ковать...
Неожиданно - каплей еди-отруї - в душу тревога упала. Чадом гаснучої свечи продергивалась перед Ярославом упоминание о проклятии Перунове...
Оперся подбородком на руку. Мнением плывут отзывы мудрости далеких краев - из книг чужих вичитаної...
- Царство «пресвитера Иоанна», что в нем ни тени нет?... Так! Не сказку-мечту, а действительность, взятую в твердой волей своей, упрямым трудом духа творить в Киеве князь Ярослав!..
- Царство «пресвитера Иоанна», сплетенное из Мудрости, Правды и Любви!..
Пусть же станет тогда с ним состязаться проклятие Перунове! Небо на востоке улыбается князю ясным улыбкой Света. Заря Утренняя белой жемчужиной дрожит... И долгим взглядом почил на ней зрение Ярославов. Любит князь зари, что из хаоса вышли, но хаосом больше никогда не будут... И вечной хвалой отзывается сердцем Ярославовым любимый его стих из Священного Писания - о Божию Премудрость: «Когда круг земной еще не был зачеркнут, а водные бездны не были еще созданы - я уже была...»
И откладывает князь «Русскую правду», берет новый блакитнавий лист. Ловко и быстро чертит - отдых-потому что есть переменой труда! - планы храма святой Софии - Премудрости Божией - царства Божьего нерушимой стены...
На «триумфальной арке» храма - так же, как и в церківці Золотой Ворот, должно быть изображение Благовещения.
Видит в духа этот образ князь: Пречистая - светлая и нежная, как жемчужина - Заря Утренняя. Перед ней же архангел с жезлом путешественника...
Пока-потому что не найдут постоянного дома своего в Премудрости Божией - путешественниками является лишь люди на путях жизни...
И от ворот до алтаря святыни Киевской пусть каждый, кто в Киев войдет - отгоняя проклятие Перунове, - словом архангельским нет «и» я им :и землей Киевской:
- Радуйся, благодатная - Господь с тобой!..
|
|