Жанровое разнообразие литературного наследия Тараса Шевченко довольно широкая. Он писал поэмы и повести, пьесы и стихи. И первым произведением, которое дошло до нас, была баллада "Причинная".
Баллада - небольшое лиро-эпическое произведение с драматически напряженным сюжетом, в котором имеются элементы фантастики. Для большинства баллад Шевченко характерен трагический конец. В произведении "Причинная" встречаем и картины бушующей природы, и загадочные события, и смерть героя, и резкие контрасты. Шевченко "Причинная" имеет много общего с балладами других авторов, однако по идейным направлением, поэтическим мастерством и образной системой она является оригинальной, новаторской. Отдельные части баллады - картины природы и лирические отступления, имеющих самостоятельное значение. Для них свойственна поэтичность, глубокая взволнованность, лиризм. Достигается это эмоциональным рассказом о жизни героев. Автор сочувствует им, переживает вместе с ними:
Такова ее судьба... О боже мой милый! За что ты наказываешь ее, молодую? Более обостренный социальный конфликт в балладе "Тополь". Четко говорится, что девушка любит казака, ждет его из похода, а мать готовится выдать ее замуж за богатого. Девушка готова скорее умереть, чем выйти за нелюбимого. Зелье, что дала гадалка, превращает ее в тополь. Это единственный фантастический эпизод в балладе, и взят он из народного творчества. Все остальное - реалистичное. Рассказ ведется от имени рассказчика. Это позволяет автору высказывать советы девушкам, которые его слушают:
...Что нам в мире встретится... Не знайте, девушки! Не спрашивайте свою судьбу... Же сердце знает, Кого любит... В балладе "Утопленница" противопоставлены образы матери и дочери. Мать была богатой, жила в новой хижине, с парнями пила и гуляла. А дочь воспитывалась у чужих людей. Когда же мать постарела, а дочь выросла и стала красавицей, мать из ревности утопила ее и сама погибла. Создавая образ бездушной матери, Шевченко использует алітерацію.
Для баллад Т. Г. Шевченко характерно то, что все они построены на реальной почве, что в них реалистическая основа, фантастические же мотивы занимают сравнительно незначительное место. Фантастика баллад фольклорного происхождения. В Его балладах нет ужасов, отсутствует мистика. Этим они отличаются от баллад его предшественников и современников.
|
|