10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Трагизм крестьянской судьбы в новеллах Василия Стефаника
Он высекал слово, как глыбу,
Он упорно трудился, как вол.
Пока не падал бессильно...
И когда открывались двери.
Чтобы позвать его на двор.
Он лежал, как мертвец на бумаге.
Но зато был жив бумагу.
Л. Сорока
Василий Семенович Стефаник - гениальный украинской писатель. И. Франко считал, что В. Стефаник выделялся среди писателей «самым большим талантом» и был величайшим художником, «который появился у нас от времени Шевченко». Его именем, по выражению Франка, мы можем обвенчаться перед миром». Новеллы писателя «Кленовые листья», «Новость», «Каменный крест» были новым словом в мировой литературе. В этих произведениях одна тема - трагическая судьба крестьянской семье. Особенно детей бідняків. их некому приласкать, обогреть, сказать ласковое слово - мать и отец не имеют времени, потому изнывают на тяжелой работе, добывая кусок хлеба, или и вовсе родителей нет. И разлетаются дети как кленовые листья осенью. Перед читателем «Кленовых листьев» предстает впечатляющая картина. Утомленные люди сидят, «как вкопанные», не имеют силы даже пошевелиться; «руки найрадше не двигались бы только покоились бы зігнені в кулак на коленях». В. Стефаник рисует своих героев покорными, но великая сила таится даже в этих умиротворенно-утомленных фигурах. Образы неподвижных теней, похожих на великанов, которые достигают вплоть до .стелі, символизируют бесконечность пока что скрытой человеческой силы.
С большой нежностью изображает Стефаник маленьких людей, которых в будущем ждут только тяжкий труд и невероятные страдания. А как выразительно выписная трагедия крестьянской семьи. Умираюча иметь «клала колени под грудь», заціплювала губы - это же боль пронизывал ее! А она боялась закричать, чтобы не испугать детей. Семенко еще не может понять всей трагической смерти и своего будущего сиротства. И тем трагичнее звучание новеллы.
Писатель сумел найти впечатляющую художественную деталь, что стала аккордом произведения - песню о кленовые листья, которую поет слабым прерывистым голосом мать. Мелодия нежной грустью и искренним благословением окутывает души детей. Песня звучит гимном матери - страдалицы, высоким духовным силам человека из народа, которая сумела противопоставить смерти свою любовь к детям.
Страшно читать о страшной трагедии крестьянина Григория Летучего «Новости», что приводит его к тяжкому преступлению - убийству детей? Смерть жены, невозможность прокормить и согреть своих дочерей?..
Отец с отчаянием смотрит, как голодные дети заходятся у кусника хліба, щенки у голодной кости». Дети «ели хлеб на печи, и смотрели на них было страшно и жалко. Бог, знает, как те дрібоньки листочки держались вместе? Лишь четверо черных глаз, что были живы и имели вес. Казалось, что те глаза весили бы так, как олово, а остальные тела, если бы не глаза, то полетела бы с ветром, как перья... »Гриша глянул на них со скамейки и погадав «мертвецы...»
Стефаникові слова так тревожат душу, так глубоко западают в нее, что не можешь пересказывать содержание, хочется его цитировать.
Страшный вид детей-сирот так перепугал отца, что «аж пот его осыпал». Каких сил стоило бороться с ужасной мыслью! До чего доведена человек от безысходности! Автору удалось вызвать сочувствие к детоубийце.
Герой новеллы Вафля Стефаника остался человеком, в его сердце горит большой жертвенный огонь родительской любви и родительского страдания.
Многострадальная история нашего народа. Мы не должны забывать тяжких ее страниц.
Одна из них освещается В.Стефаником в новелле «Каменный крест». По мнению Леси Украинки, она «впечатляет и берет за душу».
Писатель дает яркое представление о тяжелой судьбе западноукраинского крестьянства и о причинах национальной трагедии-переселение в Канаду.
В образе Ивана Дидуха воплощены судьба, дуки и переживания тысяч западноукраинских трудящихся, ставших добровольными изгнанниками из родного края. Показав человека, который не только надрывается, а просто мучится, чтобы сделать песчанистый холм плодородной, - Стефаник показывает безвыходное положение тружеников. Иван Дидух прощается с соседями и уезжает с семьей в Канаду, где должен строить новое гнездо. Он, как перед смертью, прощается с женой, с детьми, с селом. Оказывается, что он уже «себе на своем горбу хресток каминный положил», как покойнику. Далекая и неизвестная Канада ассоциируется у него с могилой. Отефник, будучи верен правде жизни, в своих торах изображает людей, которые страдают, в бессилии опускают руки, даже гинуть. и Новеллы Стефаника - величественный памятник всему украинскому народу, яркое проявление гениальности. Его творчество принадлежит к лучшим достижениям отечественного художественного слова, является одной из волшебных жемчужин в мировой литературно - художественный казны.
|
|