Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 10-х ГОДОВ XX СТ.
ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Земля

Недалеко от реки Серета на Буковине раскинулось село Д. Вокруг него - уровне поля, а с запада - большой господский лес. Вдали виднеются еще небольшие лески.

Многие хозяева ездили на заработки в Молдову, поэтому дома и дворы заброшены. А вот дом Евдокии, жены богатого хозяина Василия Чоп'яка, выгодно выделялась среди сельских домов опрятностью, порядком и чистотой, садом и цветником. И все это благодаря хозяйке. Сам хозяин был пиякою, презирал женщину и бил ее, продавал потихоньку свою землю. Евдокия, чувствуя, что теряет каждый день силы и здоровье, решает отдать замуж свою молодую единственную дочь Парасинку, чтобы быть спокойным за ее судьбу. Лучше бы ей подходил сын зажиточных хозяев Михаил ,но назад идти в армию. Тогда мать решила, что отдаст Парасинку за Тодорику, не очень хорошего, но непьющего, хозяйственного и богатого парня. Девушка со слезами поддалась на уговоры матери.

Происходит свадьба. Дружбой в Тодорики был Михаил. Все девушки украдкой на него засматривались, среди них и тихая панская най мычко Анна. Старый Ивоника Федорчук говорил Докии, что сожалеет по такой невесткой, как Парасинка. Тем более, что и земли их рядом. У него два сына, но совсем разные. Михаил трудолюбивый и вежливый, а Савва равнодушен к хозяйству, не любит земли. То он и не получит ее, если не изменится. Ведь земля «подплыла нашей кровью и нашим потом. Каждая грудка, каждая ступень может удостоверить, как наши крестец угиналися тяжело, дороблюючися ее, как часто голодом и холодом мы кормились, чтобы заработанное не шло на кусок хлеба, но на нее, на комочки ее!» Ивоника рассказывал, как они с женой работали на строительстве, оставили там здоровье, как жалели для себя кусника мяса и ложки молока, оборачивали все в деньги, чтобы купить побольше земли. Разве же можно так легко выпускать из рук то, чего так тяжело доделывалось?»

Евдокия смотрит, как гуляет Михаил, и с сожалением спрашивает, почему тот должен идти к службе. Ивоника признается, что триста гульденов и с радостью отдаст их, чтобы откупить сына от службы. Пойдет до жида и договорится. А когда будут у него такие молодые рабочие руки, как у Михаила, то все вернется ему.

Была весна. Ивоника с Михаилом пошли к городу, а Савва - присмотреть в поле бурдеи, где был скот. Парень с неприязнью подумал о старшем брате - указывает ему, поучает. Ну и что, что любит черноокую Рахіру? Пусть его отец и поссорился с отцом Рахіри Григорием за фальшивое свидетельство того, но он, Савва, в том не виноват. И ничего, что Рахира ему родственницей приходится - он грехов не боится. Савва любил стрелять, радовался, когда попадал в зверя или птицу, не думая, нужны они ему или нет. Думал, как хорошо, что Михаила возьмут в армию, тогда ему не надо будет скрываться, идя к Рахіри.

Марийка жила в согласии со своим мужем, уважал его. Была хорошей хозяйкой, но экономила на всем, поэтому в деревне ее звали скупой. Это ее злило. Как не тратит времени за болтовней, не раздаривает добро, ест простую пищу - то уже и скупа? Зато сколько у нее добра в сундуках, приобретенного для своих дорогих детей! Сокрушалась, что Михаилу надо идти в армию. Побежала к гадалке, и та ей напомнила большое сожаление, что бедным раздавать свое добро и от людей прятаться, а то, что милее всего, уйдет от нее далеко, то, далекое, станет близко к сердцу.

И Савва был высок ростом. Его лицо можно 6 назвать красивым, если бы не холодный блуждающий взгляд больших серых глаз. Парень пришел домой, так и не напоив скота, потому что проголодался. Мать Начала его ругать, что не заботится о скот и хозяйство, что ходит к беспутной девушки, сказала, чтобы шел туда, откуда пришел. Савва набрал яиц, украл курицу и пошел к Рахіри.

Пришли с города Михаил и отец, сказали, что парню все Же придется идти в армию, потому что жид, с которым Ивоника договорился о И откуп и которому дал деньги, исчез.

На следующий день отец с Михаилом пахали волами землю. Ивоника смотрел на сына и не мог насмотреться. Заговорили о Саве. Михай-Ило сказал, что надо с ним построже, рассказал, как остро ему отказывал, еще и каким-то зельем гадал.

Сошлись на том, что Савва молодой, глупый, его подговаривает Рахира, вот когда Михаил пойдет в армию, он будет помогать родителям и поумнеет. Сын посоветовал отцу продать часть скота, чтобы легче было вести хозяйство, но Ивоника решил, что именно с этими волами его старший сын начнет вместе с молодой женой свое хозяйство.

Был май. Михаил был в бурдеи, пас волов, глядя на них, как на родню, особенно, когда узнал, что они предназначены ему. И думал о барскую работницу Анну, которую тайно любил. Она служанка, до города не поедет, да это ей и не позволит бедствия мать, которая только и знала, что забирать у нее заработанные деньги, Брат тоже требовал денег и бил, как не имела их.

Впервые Михаил увидел Анну на барском дворе, как вместе грызли кукурузу. Анна была красивая, скромная, знала много разных работ, не позволяла ребятам скабрезных шуток при себе. Все ее очень уважали.

Второй раз Михаил видел девушку, как шел в магазин за солью. Анна помогала матери чистить горох, а та начала жаловаться парню на неблагодарных детей. Михаилу было очень жалко Анночки, которую так несправедливо ругала ее плохая мать.

После этого Михаил стал видеть Анну чаще, когда имел дело на барском дворе. Она была другая, чем сельские девушки, - нежнее и тонких обычаев, охайніша. Дружила только с дочерью Докии Парасинкою. Сельские ребята мало ею интересовались, потому что была бедна, не имела ни земли, ни денег.

Анна и сама не знала, как ее душой завладел Михаил. Был он добр к ней и не так, как другие. Богатый, а говорил, как с равной себе.

Однажды Анна возвращалась с грибами из леса, припозднилось Здесь на тропе ее ждал Михаил. И признался, что давно ее любит, хочет иметь женщину. Анна не ожидала такого счастья и тоже призналась, что любит Михаила. Они решили пока что не признаваться никому. В это время девушке показалось, что из «соседнего» леска на них летит что-то темное с огненными глазами. Она испугалась, заплакала, перед чуваючи что-то неладное, а парень успокаивал ее и разубеждать словами.

А в это время Савва прокрадывался к Рахіри. Он принес ей из дому украдкой взятые муку и сыр. Они начали разговаривать, ругать родителей Саввы и брата, которые все учат парня. В Рахіри Савва чувствовал себя свободно, делал, что хотел - пил, курил табак. Рахира имела над ним какую-то силу, говорила слушать ее, тогда будет он, Савва, богатым хозяином, а она - его ґаздинею.

Наступил октябрь. Федорчуки с грустью и плачем провожали Михаила. Парень тоже с сожалением прощался с скот, по полю, по тропинке, где встречался с Анной. Оружия он не любил с детства и считал ее чем-то скрытым и опасным.

Михаил привык к спокойствию и ритма, родственного с природой, а город с его шумом и спешкой обессиливало его душу.

Шли недели, а Михаил никак не мог привыкнуть к жизни в казарме, у него даже закралась мысль о дезертирстве. Отец приходил теперь почти каждую неделю, приносил домашние гостинцы, розраджував, уговаривал. Дикие порядки армейской службы были невыносимы для Михаила, особенно после того, как капрал заставил солдат (Вылизывать мусор с пола в казарме. Каждый день была какая-то новость: «там один умер, здесь избил лошадь какого на смерть... там какой-то стратився...». Как-то на солдатах зимой испытывали палатки. Те оказались непригодными, и много новобранцев едва не погибли ночью мороз.

Иметь гнівалася на Саву и говорила, что он не получит земли, если будет разбираться с Рахірою. Савва выдавал, что родители любят Михаила больше и заботятся лишь о того, а он сделает так, как сам захочет.

Господа уехали в город, Анну же иметь с ними не пустила. Теперь девушка служила у поповых барышень. С Михаилом они виделись на Пасхальные праздники. Парень просил ее потерпеть и подождать, пока он придет со службы, тогда всем и скажут о себе.

Прошел год. Все было так же - Федорчуки работали на земле, на праздники ожидали сына и переживали и плакали по ним. Как-то Па маневрах в жару возле колодца Михаил случайно толкнул лейтенанта, и тот так избил парня, что нельзя было и узнать.

Анна пошла на богомолье и очень искренне молилась. Люди хвалили - какая набожная, а потом оказалось, что имеет грех - вот-вот станет матерью. Все удивлялись, мать и брат свирепствовали, но не узнали, кто отец будущего ребенка. Тогда выгнали из дома. Поскольку не было у нее подруг, то приняла ее благосклонна к ней Докия и пообещала не бросать в трудной часов.

Анна пасла скот, шила и ждала Михаила, который решил, что скажет родителям о женитьбе на день своего патрона - святого Михаила.

Как-то Рахира встретила Анну, начала расспрашивать ее, пытаясь что-то узнать об отце ребенка, рассказывала деревенские сплетни. Анна разозлилась и сказала, что о Рахіру думают в селе. Девушки так поссорились, что Анна даже ударила Рахіру и сказала, что Ивоника и Марийка никогда не согласятся на невестку-волшебницу и ледащицю. Рахира пожаловалась Савве и сказала, чтобы наказал ее обидчицу.

Через некоторое время Анна встретила на тропе Саву, взглянула в его страшные глаза и упала в обморок. За четыре дня до святого Михаила в Івоніки случилось несчастье. Собака напал на теленка, то испугался, прыгнул через забор и вспорол себе живот. Скотину пришлось дорезать. Это звереныш предназначалось Савве, и он был неприятно удивлен и расстроен.

Решили с Михаилом пойти в соседний барский лесок ночью, чтобы набрать деревья и отремонтировать забор. Михаил, который был в отпуске, не хотел идти, потому что считал это за кражу, но пошел.

Утром Маша хлопотала по хозяйству, ждала сыновей, чтобы кто из сыновей пришел забрать еду. Но побережник (лесник) принес страшную новость - Михаил лежит в лесу застрелен. Мать, в чем была, крича, бросилась туда. Быстро собралась община и ужасалась - кому Михаил помешал, кому он враг?

Ивоника в тот день рано утром ушел в город по делам, быстро все уладил и, не отдыхая, потянулся домой, потому что на душе было какое-то беспокойство. Словно гром ударил, когда увидел мертвого сына на телеге. По волне спросил, где Савва (а его не было!), и умовк.

Много людей собралось в доме. Все плакали по хорошим парнем. И вот едва вошла Анна и бросилась к Михаилу. Родители всполошились, они не верили, что их сын и есть отец будущего ребенка Анны. Это был стыд. Они начали прогонять женщину, а та бросилась к Савы с криком, что тот убийца. Маша кричала на нее, гнала прочь из дома, а на Михаиле выступила свежая кровь. Одна свеча упала, покатилась и погасло у ног Саввы.

Отец вышел на двор и стал горячо молиться. Он понял, что «за землю Савва поднял руку на своего брата, только за землю! Что другое здесь не могло быть, а чужой не исполнил своего страшного преступления. Как одиночка надеялся когда-нибудь заполучить всю землю». Но как сказать на собственного сына, что - убийца?

Второго дня приехала комиссия. Установили, что стреляли с близкого расстояния, что он был бы жив, если бы вовремя оказали помощь. Когда расспрашивали людей, Савва был бледен и трясся, словно в лихорадке. Врач обратил на него внимание, подумал, не холера, случайно. Подошел и увидел на белых шароварах у того капельки крови. Савва пролепетал, что это от зай эта. Саву заподозрили, обыскали бурдей, но ничего не нашли. Когда делали вскрытие тела Михаила, выкатилась пуля, и отец незаметно ее подобрал. Он ее узнал - такими пулями пользовался только Савва. Но Ивоника не мог казнить и второго сына... Саву забрали в город.

Судьи приказали хоронить в тот же день, как отец не просил отложить это до завтра. Пышное погребение произошло, а поминки делали в том же лесу, где погиб парень.

Анна родила близнецов, двух мальчиков. Евдокия подержала ее у себя до весны, потом Анна вынуждена была уйти на работу. По наущению Докии решила пойти к родителям Михаила, может, они приняли к себе хоть одного внука, но Маша выгнала женщину со стыдом и ужасом.

На Рождество, когда Маша была сама в хижине, подошел какой-то мужчина под окно и сказал, что видел, как братья шли вместе в лес, а говорит он это потому только теперь, потому что не хочет иметь камня на душе.

За неимением доказательств Саву отпустили, и он снова пошел к Рахіри, говоря, что не нуждается в родительской земли, пойдет с женой на заработки в Молдову. Анна носилась с сумасшедшей /резинкой убить Саву, и то одной ее боялся, стал в церковь ходить. Она бросалась на него, как тигрица, где бы не встретила. И умерли близнецы Анны, и она почти обезумела, бродила по полям безтямна, заходила в дома, не узнавая никого. Зашла и к Івоніки. Тот тяжело корил жену, что не приняла внуков. Ведь она была Михайловой, и не просто так люди с ума от жалости сходят. После того Анну отвезли в госпиталь, и село внесло за него средства. Прошло шесть лет. Ивоника и Маша работали на земле, как Н раньше, и все шло по Михайлову душу - кормили обедами бедных. Саву отделили, дали половину дома в селе, а не наделили землей - пусть сам зарабатывает ее. Марийка сама пришла к мысли, что Савва - братоубийца, и начала его ненавидеть и проклинать, а Рахіру ругала и била, где встречала. Петр, Докіїн брат, стал лесником и женился на Анне. Живут уже пять лет. В доме равновесие и лад, неутомимый труд и твердый ясный ум. Петр помолодел. Родился у них мальчик. Решили его отдать в школу, чтобы не привязывался к земле, не каждого она счастьем наделяет. Ивоника тайком от Маши записал на парня лучший лан Михаила.

Для Анны с Петром их ребенок - самая большая радость, исполнение их надежд и мечтаний.

 

Комментарий

Повесть «Земля» освещает извечные проблемы - человека и земли, преступления и наказания, родителей и детей. Трагическая история семьи Федорчуков - это новейшая интерпретация христианского мотива братоубийства, хоть и написана по реальным событиям, что произошли в с. Дымка, где жила некоторое время В. Кобылянская. Этому произведению присущи глубокий психологизм и символизм в раскрытии образов. Так, Михаил и Савва - противоположные психологические типы. Марийка и Ивоника - олицетворение ценностей народной морали, Савва и Рахира - воплощение духовной деградации, образ Анны передает трагедию благородной, чувствительной души в жестоких обстоятельствах тогдашней деревенской жизни.

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ

(1863-1942)

 

Ольга Кобылянская родилась в городке Гура-Юмора на юге Буковины (ныне Румыния) в семье мелкого служащего. Отец был галичанин, а мать, спольщена немка, из любви к мужу выучила украинский язык, приняла греко-католическую веру и воспитала семерых детей в уважении к украинским традициям.

Семья Кобилянських переезжает в г. Кімполунга, и здесь, среди роскошной природы, проходит детство и юность Ольги. Девушка посещала начальную народную школу, где обучение велось исключительно на немецком языке, дома разговаривали на польском, а отец настоял, чтобы дочь выучила еще и украинский язык. Ольга очень любила чтение и музыку. Обучение в девичьей «нормальной» школе родители смогли оплатить лишь до пятого курса - надо было давать образование и сыновьям. Дальше девушка продолжила обучение самостоятельно и стала одной из образованнейших женщин своего времени.

Литературным творчеством А. Кобылянская начала заниматься еще 13-14 лет, писала стихи и рассказы на немецком языке.

Знакомство с деятельницами женского движения Н. Кобринской и С. Окуневською изменило мировоззрение Кобылянской. Под влиянием этих женщин она стала писать на украинском языке, выработала собственный литературный стиль.

Когда отец вышел на пенсию, семья поселилась в с. Дымке. Наблюдения за жизнью местных крестьян стало толчком к написанию повести «Земля». Через два года Кобилянські переезжают в Черновцы, здесь Ольга будет жить уже до конца дней своих.

Писательница входит в круг прогрессивной интеллигенции. Она пишет статьи о равноправии женщин с мужчинами, сотрудничает с различными изданиями, создает ряд рассказов и повестей: «Он и она», «Царевна», «Что я любил», «Ниоба», «Некультурная», «Природа», «Земля», «В воскресенье рано зелье копала», «Через кладку», «За ситуациями», «Апостол черни» и др.

С 1903 года В. Кобылянской преследуют семейные, личные драмы - болезнь матери, несчастная любовь, тяжелый труд по хозяйству и своя собственная болезнь. Но писательница продолжает плодотворно работать на литературной ниве. В 1926-1929 годах в Харькове выходит дев'ятитомне собрание ее сочинений.

В 1941 году румынская военная жандармерия установила надзор за А. Кобилянской, и только смерть спасла ее от расправы.