Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Леонид Смелянский (1904-1966)

СОДЕРЖАНИЕ
Леонид Смелянский

Леонид Смелянский пришел в литературу во второй половине 20-х годов, сразу пристав к идейно-эстетических платформ Вуспп и «Молодняка» - вполне естественный выбор, если учесть пролетарский родовид начинающего. На страницах изданий этих литобъединений появились и первые его произведения. Уже с ранней «малой» прозы, а вскоре и повістевої заметной была «склонность автора к сберегательного предметного рисунка, к скромной, но характерной детали», что свидетельствовало его «выразительную реалистическую ориентацию».

С первых шагов в литературе Л. Смелянского почти полностью заполонила тема рабочего класса. Однако важно подчеркнуть, что в центре внимания прозаик пытался ставить человека, его мысли, чувства и переживания, а не производственные процессы и административные конфликты, что было характерным для многочисленных произведений 30-х годов. Конечно, писатель не был свободным от тогдашних литературных стереотипов, пробовал выводить «на чистую воду» буржуазных спецов, развенчивал нэпманов, художественно осмысливал «реакционную суть дрібновласницької стихии». Все это есть в его первом сборнике рассказов «Новые дома» (1928). И есть там и художественно воплощены гуманистические идеи, переданные через поступательно развиты, неодновимірні характеры («Каламут») или через трагичный мотив, отчетливо заявленный в рассказе «На мельнице». Тогда же писатель начал осваивать «большую» прозу, написав повесть «Машинисты» (1927), посвященную сложным событиям гражданской войны в Украине. Произведение был в целом одобрительно встречен вуспівською критикой, хоть и хибував на «разрыхленность» сюжета, блідуватість и одноплощинність большинства персонажей, определенный схематизм в их расположении.

На перевале 20-30-х годов, творческим воображением Л. Смелянского полностью завладела идея «жить коммуной», ростки которой можно отыскать в его ранних рассказах («Каламут», «Старая история», «Преступление бригадира»). Одна за другой пишутся повести «Мехзавод» (1930), «Периферия» (1933), «Пленник» (1934), позднее дописана и трансформирована в роман «Встречи» (1935).

Литературная критика не раз упрекала прозаику за его нарочитий объективистский подход к изображаемому, требовала четко «определиться», «расставить акценты». И вот именно эта об'єктивістська позиция Л. Смелянского дает сейчас основания для нового прочтения его ранних произведений, пусть в ряде случаев даже по принципу «от противного». И в осмыслении общественных событий, и в характеротворенні прозаик не слишком скрывал свои симпатии или антипатии, и все же оставлял заметный простор для неоднозначных мнений и оценок, достигал определенной рельефности изображаемого.

Так, в повестях «Мехзавод» и «Периферия» на фоне ясно выраженного, популярной в то время темы выявления вредительства значительно глубже, концептуальніше звучит идея борьбы «за новый коллективизирован быт», причем. рубеж эпических конфликтов затрагивает сокровеннейшие субстанции бытия героев, даже такие «вечные темы», как человеческая душа, семья.

Бесспорным является заслуга Л. Смелянского в том, что из тех же «об'єктивістських» позиций, может и неосознанно, однако психологически точно и убедительно он сумел показать не только драматизм, но и трагизм положения людей, простых рабочих, вынужденных отрывать от сердца мозолями нажитое, реальное ради призрачного будущего (в образах Гришака, Максима Ивановича, старого рабочего Лапы с «Периферии»), а также механизм зарождения «винтикового» психологии, нивелирования личности, лишение людей малейшей свободы. Но беда писателя в том, что, дезориентирован «осознанной необходимостью», он добровольно пренебрегает жизненную реальность, которую хорошо видит, однако стремится «перековать», «перевоспитать» ее. Да и в характеротворенні прозаик много теряет вследствие этого. Показательно, что Л. Смелянский, как и другие его современники-литераторы, вкладывает в уста «отрицательных» персонажей повестей фразы и реплики, которые сейчас воспринимаются как пророческие.

С весны по осень 1932 г. Л. Смелянский отбывает действительную военную службу, будучи одним из руководителей литобъединения Красной Армии и Флота (ЛОЧАФ). Как военный корреспондент посещает красноармейские коммуны на Дальнем Востоке, пишет повесть «Пленник», позже трансформированную в роман «Встречи». В этих произведениях писатель продолжает, правда, с меньшим художественным успехом, художественно осмысливать тему колективізованого быта. Семен Барабаш, бывший бездомный, а ныне красноармеец, который превыше всего ценит личную свободу, приходит к осознанию преимуществ жизни и работы в коллективе. Некоторые критики (в частности Л. Новиченко) обоснованно находят в «Встречах» признаки «романа воспитания».

Этими произведениями и еще рядом рассказов исчерпывается «рабочий цикл» Л. Смелянского.

Повесть «Солнечный берег» существует только в журнальном варианте (Сов. лит. 1938. № 10-12). Построена с использованием «международного» материала и в основном на осмыслении конфликтов из сферы художественной жизни, недвусмысленно спроектированного на идеологию, повесть, очевидно, была своеобразной попыткой прозаика хоть как-то абстрагироваться от конкретной действительности, за чрезмерной «солнечностью» произведения «не увидеть» мрака сталинских репрессий и попрание элементарных прав и свобод человека.

Вторым крупным «массивом» творчества Л. Смелянского есть проза о Великой Отечественной войне. За период с 1941 по 1950 г. он посвятил этой теме роман, пять повестей, ряд рассказов и новелл, став едва ли не самым плодотворным летописцем войны в 40-е годы. Л. Смелянском принадлежит первенство в создании художественных полотен «большой» прозы - военной повести и романа.

Писатель недолго был в действующей армии. Отозван с фронта, взялся за выпуск еженедельника «Литература и искусство». Следовательно, ему не хватало личных впечатлений и наблюдений за боевыми действиями, с психологией воина на передовой, что определенным образом сказалось на фактологической основе произведений.

Первые повести о войне - «Золотые ворота» и «Дума о Портнихе» (1942) показали, что прозаик внятного реалистического стиля прибегнул к лирико-романтической манеры письма. В таком его стремлении отразились и идейно-эстетические искания автора, и некоторая удаленность от эпицентра военных событий. В «Золотых воротах» - своеобразном лирическом этюде - в первую очередь привлекает искренность чувств «я - героя», который стал на защиту родного Киева. Но только пунктирно очерченные характеры героев, как и «пунктирный» сюжет и очевидна приблизительность фактажа, кое дают некоторый понижающий эстетическую ценность повести. Целостное впечатление производит «Дума о Портнихе», выразительная патриотическая идейность которой весьма органично переплетается с лирико-романтическим пафосом повествования, народно символикой, «думністю», что помогло автору создать убедительный образ матери, в котором вмещаются понятия и женщины-матери, и матери-Отчизны.

Названные произведения начали своеобразный жанр «маленькой повести» о войне, позже продлен в украинской литературе Я. Стецюком, Бы. Харчуком, А. Димаровым. Значительной заслугой Л. Смелянского стало то, что в условиях некоторой демократизации общества периода войны, снижение тотального «прессинга» сталинщины он почувствовал потребность и начал последовательно осмысливать художественными средствами проблему национального как важного средства гуманизации личности и общества. Ростки этой проблемы наблюдаются и в «Золотых воротах» и «Думе о Портнихе» (учесть хотя бы на названия). Еще четче выражены они в романе «Евшан-зелье» (1943), где поэт снова возвращается к реалистическому стилю художественного мышления и отражает борьбу народных мстителей на оккупированной фашистами. Украине. Исследователи справедливо указывали на вторичность некоторых персонажей, чрезмерную белетризацію изображаемого, но никак нельзя согласиться с отрицанием целесообразности использования писателем «бывшей национальной романтики», тем более в условиях, когда любые проявления национального нещадно топтались. Именно в этом следует искать и Причины длительного замалчивания «Евшан-зелье».

Только недавно снято клеймо забвения и из повести «София», которая была напечатана только в журнальном варианте (Укр. лит. 1944. № 1). В этом произведении тема национального возрождения приобрела крупнейшего звучания, что навлекла на «Софию» и самого автора беспощадный гнев вульгарно-социологической критики. В центре внимания автора повести - представители украинской интеллигенции - архитекторы, ученые, деятели культуры, художники, которые эвакуировались с Украины за Урал. Читатель воспринимает события глазами главной героини произведения Софии Майдан, молодого искусствоведа. Повесть была первым художественным произведением этого жанра о войне, в котором сюжет строился не вокруг боевых событий. Избрав объектом внимания и воспроизведения панораму «войны без войны», Л. Смелянский должен был находить и нетрадиционную проблему художественного исследования. Им стало изображение поисков главной героиней ответов на вопросы: откуда берется в человеке «внутренняя жизненная сила», которая помогает преодолевать немыслимые трудности, невзгоды, потрясения? Вынырнув за вполне конкретных будничных обстоятельств, вопрос о «внутреннюю жизненную силу» человека эволюционирует в помыслах и действиях Софии Майдан в важную проблему не только художественное, но и общественное - о многомерности человека - личности. А одним из могущественных животворных источников в повести выступает национальное самосознание героев, их сильное влечение к родной земле.

Устами Софии писатель выражает заветную мечту, что после победного завершения войны начнется несравненно лучше жизни, чем было до войны: «Изменятся наши сердца, в наших взглядах и требованиях к жизни произойдет новое возрождение». Эта мысль-мечта в Л. Смелянского была выстраданной, не случайной, ибо созвучны ей встречаем и в следующей военной повести «Зеленогорський крест» (1945), герой которой командир партизанской группы Григорий Ромашка убежден, что после войны «других людей родит земля и все лучших и лучших, как пшеницу...».

Повесть «Саша» (1950), популярна и до сих пор среди школьников, стала последним произведением писателя о войне. Собственно, вся повесть построена на военном материале, а только вторая часть ее. Первая же (при всей условности такого деления), помимо ее несомненной самоценности, послужила мастерски выписанным фоном, на котором психологически тонко вирізьбився характер Саши Жука - главного персонажа повести.

Третий важный цикл творчества Л. Смелянского - историко-биографическая проза и драматургия. В отличие от предыдущих двух - рабочего и военного - создавался он в разные периоды писательского жизни. Факты свидетельствуют, что обращался он к историко-биографической темы, как правило, после несправедливых, жестоких и грубых нападок услужливо-вульгарной критики. Так было в 1944-1945 годах, когда написалась пьеса о И. Франко «Мужицкий посол», так случилось и в 1952-1953 годах, когда появились «Красные розы» - произведение о Лесе Украинке. Да и следующая большая работа - роман «молодость Поэта» - тоже продолжение этой тенденции. Историко-биографическая тема, начиная от повести «Михаил Коцюбинский» (1940), была для писателя своеобразным приютит, определенным отходом от немилосердной рутины. В конце концов, именно этот жанр был для Л. Смелянского ли не самым органичным, ведь за его плечами была аспирантура в Институте литературы, живой интерес к литературным процессом и литературными именами, выявленное в целом ряде критических статей.

Л. Смелянского привлекли крупнейшие фигуры в украинском писательстве - Шевченко, Франко, Леся Украинка, Коцюбинский. «Вечные огне вершин» - так называл их автор. Характерным для произведений было то, что писатель выбирал для изображения небольшой, но значимый временной отрезок в жизни, такой, который давал возможность показать каждого из них художником и гражданином. Благодаря характерным для него реалистичным формам изображения, психологизма и хорошему знанию общественного контекста описываемой эпохи Л. Смелянском удалось создать художественно стоимостные и познавательно богатые вещи, весомые не только как художественные произведения, но и как литературоведческие исследования. В то же время в произведениях о Коцюбинского, Франко и Лесю Украинку имеем чрезмерную привнесеність идеологических, политических акцентов в воспроизведении как главных персонажей, так и окружения, особенно либерально-буржуазного. Это нетрудно объяснить общественными догмами и стереотипами времени, в который писались произведения и от которых не был свободен автор. Следует отметить также, что историко-биографическая проза прибегала Л. Смелянском лучше, чем драматургия на эту тему.

Лучшим произведением писателя на историко-биографическую тему является роман в двух книгах «молодость Поэта» (кн. И-I960, кн. II -1963). Автору повезло органично совместить здесь историческую фактологію обоснованным и достоверным художественным домыслом, абстрагироваться (хотя и не в полной мере) от стереотипного изображения и приблизиться к опанованої еще в 30-х годах объективистской позиции рассказчика. «Молодость поэта» заслуженно стала в ряд лучших произведений литературной Шевченкианы.

Леонид Смелянский оставил по себе довольно значительное художественное наследие. Кроме уже упоминавшихся, писатель обращался в своем творчестве к исторической теме, написав, в частности, драму «Зарева» о времена Сагайдачного и большой рассказ «Сад». Его перу принадлежат и киносценарии и целый ряд высокохудожественных образцов «малой» прозы.