Ситуация в украинской поэзии XIX-ХХ
веков складывалась весьма своеобразно. Если в русской и зарубежной литературе
этой эпохи жизни воспроизводились в формах самой жизни, утверждалось активные
способы отражения существующей действительности, то украинская литература находилась
на пути поиска субъективного отношения ко всему, что происходило в реальном
жизни. Одним из факторов, которые не способствовали ее развитию, была также первая мировая
война и революционные события 1917-1918 годов. Все это обусловило необычное явление:
параллельное существование различных литературных направлений и концепций.
Модернизм как литературное течение проявил себя в начале XX века и был
основан В. Чумаком в творчестве которого присутствуют также элементы
романтизма, импрессионизма.
Творческая энергия Василия Чумака нашла
выражение в революционных стихах, прозе (он стал основоположником пожовтневої
прозы), критической .діяльності, развернувшейся на страницах
литературно-художественного журнала «Искусство». Юноша, национальное сознание которого
сформировалась уже в 13-14 лет, еще будучи, по сути, подростком, увлекался
русской модернистской поэзией Бальмонта, Блока, украинскими модернистами
Александром Олесем, Г. Чубчиком и другими.
Его литературная деятельность
продолжалась всего три года (1917-1919 гг.). За это короткое время автор
написал большое количество стихов, которые объединились в сборник «Запев». Перечитывая
стихи книги, я пришел к выводу, что оригинальность и неповторимость и
уникальность таланта Чумака оказалась уже в первых стихотворных произведениях. Молодой,
энергичный юноша встретил революцию всем своим существом. Всюду он желал видеть
лозунги: «Революция - это источник вдохновения», «революция - это творческий объект для
создателей». Он убежден в победе народа, верит, что эпоха лихолетья будет
растоптана, превращенная в прах и мусор; старый мир уступит новому, и он
как борец за новый мир розсипле «песен золото солнечные волны», что будут родные
простому люду. Стихи книги «Запев» объединение в циклы, каждый из которых имеет свои
мотивы. Так, в цикле «Социального» поэт утверждает свой творческий почерк; в цикле
«Мрійновтома» ведущими являются мотивы счастья, любви; цикл «Осенняя» воспроизводит
широкий мир человеческих чувств; цикл «Революция» можно назвать лирической поэмой
об революционные процессы («сами зажжем огни - и в стумі витворимо дни», «потому
творим блеск, и творим дни»).
Что же касается идейного направления отдельных
стихов циклов, то наибольшего внимания заслуживает цикл «Революция». Стихи этого
цикла свидетельствуют эволюцию поэта. Уже в первом стихе В. Чумак изображает
революционные события как торжество угнетенных, он поет гимн восставшему народу;
призывает его к борьбе, а уже в пятом стихотворении цикла, отражая митинговую
волну народного возмущения, автор высказывает мнение по поводу наивной веры в мировую
революцию. Довольно своеобразный стих «Офир», входит в цикл «Революция».
Поэт, словно предвидя свою смерть, говорит о необходимости самопожертвования во
имя революции. В этой же поэзии он создает элементы будущего, которое называет
сказкой.
Рано ушел из жизни талантливый прежде
всего поэт. Если бы он прожил еще хотя бы несколько лет, то украинская
литература, в частности поэзия приобрела бы невиданных перспектив.
Красно-голубой человеком, что горела
в жажде большой, вошел в бессмертие и других храбрый художник В. Эллинский,
литературными псевдонимами которого были: Василий Эллан, В. Голубой, Валер
Проноза, А. Орталь и др.
Он тоже прожил короткую жизнь
(1894-1925 pp.), но стихи его сборника «Удары молота и сердца» не только приобрели
популярности, но и убедили современников в своеобразии творческого наследия
талантливого поэта, одного из «первых храбрых». В ранних стихах В. Эллана -
меняющиеся юношеские настроения, волевые и оптимистичные, а в стихотворении «Украина» присутствует
безоглядный максимализм: «Пусть ушедшее прошлое во имя будущего». Одним из лучших
стихов поэта поэзия «Вперед». Он проникнут порывом к борьбе. Автор
призывает современников забыть об усталости и спокойствие, когда решается судьба
Родины.
Говоря о В. Эллана, нельзя не
сказать о том, что он, как В. Чумак и другие поэты этой эпохи, поэтизируя
героику, не склонялся к идеализации кучки бунтарей, понимая, что победа за
«первыми храбрыми» возможна лишь при условии, когда их поддерживают массы:
Муром упорно горизонт.
Ударьте по разгону: р-раз...
Мы - только первые храбрые,
Миллион подпирает нас.
(«Удары молота»)
Поэзия В. Эллана привлекает внимание масштабностью
изображаемого мира, широко лирической патетикой, конкретно-повествовательной
тотальностью, призывами. Показательной в этом плане является «Восстание», мотив стихотворения -
героическое подвижничество. Как и в В. Чумака:
А под вечер все украл туман
Снег ложился (так мягко-мягко таял...)
На заціплений в руках наган,
На красно-черную рану...
Оба поэты, вдохновленные политическими
событиями; они, как и большинство интеллигенции того времени, не выбирали между личным
и загальним. их мироощущение отраженные в строках: «Кровь горит на наших
знаменах. Наша кровь. Вперед!».