Творческие работы наших посетителей
Автор: Роксолана
Собор как символ духовной красоты человека за романом Олеся Гончара
Художественный мир одного из величайших писателей современности - Олеся Гончара - поражает глубоким проникновением в найживотрепетніші проблемы нашего времени, страстным желанием, защитить человеческое в человеке. Это - продолжение гуманистических традиций украинской литературы, в центре внимания которой всегда был внутренний мир личности. Произведения Олеся Гончара обогащают сокровищницу духовного опыта современников. Добро и зло , честь и бесчестье, духовность и безнравственность, драматизм их противоборства - вот круг вопросов, которые волнуют писателя.
Роман Олеся Гончара "Собор" - это боль и надежда великого художника, который кровно связанный со своим народом, его традициями, историей, культурой, его современным, прошлым и будущим, ибо сам неотделим от судьбы народной. Произведение поднимает философские и моральные, исторические и экологические проблемы, об"единении таким простым и одновременно неоднозначным вопросом: "Что будет с нами? С людьми, с заводами, соборами?" И неспроста многозначительным символом романа становится образ собора.
Какой бы дорогой не возвращались герои Олеся Гончара до родного порога, они неизменно видят перед собой направленный в небо силует: "Сумели же поставить! Сколько не едешь, хоть до самых плавней, все он будет у тебя перед глазами. С любой точки виден собор, отовсюду!" Он не только заброшенный храм, а искусное творение зодчих, свидетель сложной и противоречивой истории народа, столкновений и страстей, в которых випробувались человеческая воля и вера.
Созданный еще с казацких времен, этот архитектурный шедевр помнят профессора Яворницкого и атамана Махно, времена фашиської неволе и печальные шеренги рабов. Был он и казацкой святыней, и составом комбикорма, и "безхозним" объектом, который современные бюрократы планируют заменить то образцовым рынком, то шашличною. Поэтому отношение к собору, по мнению писателя, - это мерило человечности, духовной красоты или низости героев произведения. Эта историческая постройка становится гордостью для людей внутренне богатых, преградой на пути к карьеры приспособленцев, демагогов и бюрократов.
Кому помешал старинный собор, который нес людям "симфонию пластики", совершенство линий, музыку бань, а главное - напоминает о том, "от чего берешь свою родословную?" Человеку, который вырос в добром соседстве с этой непревзойденной красотой, но не поняла, не осознала ее чистоты и святости, - Володці Лободе, современном выдвиженцу, что "на культуре сидит". Сын потомственного металлурга сделал удачную карьеру благодаря своей псевдоініціативності, умению создать вокруг себя иллюзорность кипусої работы. Умело подчеркивая на своем рабочем происхождении, в глазах начальства он - настоящий руководитель. Однако для Зачиплянки Володьки - это человек, который добывает под благовидным предлогом отца в дом для одиноких старых металлургов, способна невинного учителя снова в тундру отправить или же запугать честного труженика. Поэтому и не удивительно, что именно Лободе пришла в голову "идея " разрушить собор в угоду высокому начальству и ради собственной карьеры. Писатель убедительно утверждает, что пустая душа, позбавленна любви, красоты, веры, памяти рода, страшная и опасная, ее сущность - в необдуманому разрушительном начале, которое губит человека и мир, который ее окружает.
Запорожцы, строя собор после разрушения Сечи, воплотили в нем тоску по утраченной волей, свои патриотические чувства. Их потомки - металлурги, жители Зачиплянки - унаследовали лучшие черты своих предков. Полон жизненного опыта Изот Лобода делит всех людей на две группы - мастера и браконьеры. Только почему же так устроен мир, что "везде, где не идет строитель, должен идти неотлучно, как тень разрушитель?" Олеся Гончара тревожит появление таких людей, черствых, равнодушных, способных пренебрегать самым светлым чувством. Бездуховность - тревожный симптом, который ведет к моральным преступлений, ибо человек, который не имеет устойчивых убеждений, которая забывает о родственные и национальные святыни, способна на все. Поэтому так страстно звучит призыв писателя: "Соборы душ своих берегите, друзья... Соборы душ!.." В контексте произведения борьба за собор - это борьба за самого человека, за полноту и гармонию бытия.
|
|