Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



КНИГИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Про старшего сына князя Владимира Красное Солнышко в летописи сказано: «Он был кривоногий, но ум у него был добрый и на рати храбр».

Кульгавство от рождения обусловило страсть юного княжича к книгам. Пока его сверстники резвились в подвижных играх, Ярослав проводил время за чтением. Книга стала для него своего рода второй матерью, которая помогла будущему правителю Киевской Руси найти обширные знания и вместе с ними, - прозвище Мудрый.

Когда Ярослав возмужал, он получил от отца в удел Новгород и женился на дочери шведского короля Олафа. В северной столице Древней Руси тоже водились книги, и князь, поддерживая с тестем добрые союзнические отношения, имел возможность пополнять их число за счет тех, что привозятся из Скандинавии.

Свой ум и способности грамотно управлять Новгородским княжеством Ярослав проявил в 1014 году. Он решил не платить Киеву ежегодную дань, посчитав ее слишком обременительной и незаконной. Разгневанный отец пригрозил сыну военным походом на Новгород. Ярослав обратился к королю Олафу за подмогой и впустил в город наемный отряд варяжских воинов.

Карательный поход киевской дружины на Новгород не состоялся, а варяги от безделья занялись пьянством, стали безчинствувати, чем вызвали справедливый гнев у новгородцев. Жителям города пришлось силой усмирять «варяжских гостей, что разгулялись». В результате многие подданных Олафа было убито.

Ярослав гневно осудил своих граждан за самоуправство, приказал в отместку за погибших варягов порубить тысячу новгородцев. Быстрый и неправый суд состоялся. Трудно сказать, чем кончилась бы эта схватка со своим народом для князя, не прояви он в данной ситуации настоящую мудрость.

Пока среди свободолюбивых новгородцев зрел заговор против правителя, тот принял гонца из Киева, который доложил, что князь Владимир Красное Солнышко умер, а на его трон сел князь Святополк.

«О моя любимая и честная дружина, которую я вчера в безумии своем порубил! Смерть их теперь никаким золотом не можно искупить... Брать! Отец мой Владимир умер, в Киеве княжить Святополк. Хочу идти на него войной - поддержите меня!»

И вчерашние мстители, заговорщики ответили князю, что готовы постоять за его права.

В походе на Киев принимали участие около трех тысяч новгородцев. Битва между братьями произошла в городе Любич на Днепре. Победу одержал Ярослав. Святополку пришлось бежать к печенегов. Киев с большими почестями встретил своего законного правителя.

К сожалению, на этом не кончилась междоусобица среди двенадцати сыновей киевского князя Владимира. Великокняжеская власть переходила из рук в руки, пока в 1026 году Ярослав не договорился со своим воинственным братом Мстиславом Храбрым, правителем Тмутараканского княжества, о разделе родительского наследства на две части. Правобережная днепровская Русь со стольным градом Киевом досталась Ярославу, а левобережная, со столицей в Чернигове, стала вотчиной Мстислава.

Князь-богатырь Мстислав, легендарный победитель касожського правителя Редеди, умер в 1036 году, не оставив после себя наследника. Ярослав Мудрый немедленно воспользовался ситуацией и объявил себя великим князем всея Руси. Укрепившись на киевском престоле, Ярослав энергично занялся строительством столицы, развитием ее культуры. При нем Киев расцвел и сказочно разбогател. Одних только церквей в городе было построено около четырехсот!

В 1037 году столица Руси украсилась главным Софиевским собором. Это прекрасная каменная постройка, отделанная мрамором, мозаикой и фресками, по праву соперничала в те далекие годы с храмом Святой Софии, сооруженным греческими мастерами на берегу пролива Босфор, в столице Византии Константинополе.

Оба храма стоят на своих местах и по сей день. Только завоеватели-турки, овладевшие Босфором, приспособили христианский храм для своей веры в аллаха. Они пристроили к монолитной здания четыре исламские минареты и закрасили знаменитые фрески внутри собора.

Софийская церковь в Киеве - главный оплот христианской религии на Руси. В нем веками скапливались несметные богатства из пожертвований верующих. Среди сокровищ храма особое место занимали священные книги из прекрасных собрания князя Ярослава Мудрого.

Все правители европейских стран, которым выпало счастье породниться с великим киевским князем (дети Ярослава были женаты или состояли в замужестве с представителями царствующих династий Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, Риме и Византии), знали о страсти своего восточного родственника и при каждом удобном случае дарили ему книги. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями.

Дальнейшее накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей; они занимались и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Примером такого перевода является историческое сочинение «Хроника Георгия Амартола».

Ипатьевская летопись писал о пользе книг: «Великое бо польза бывает человеку от учения книжного. И книгами потому кажемі и учили если пути покаянию и мудрости потому находим и то, что воздержание от словес книжных».Нет, не зря князь Ярослав получил прозвище Мудрый! Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»

Куда же девалась первая библиотека Древней Руси? Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на глазах у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и пышных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного сейфа, что не сгорает.

По утверждению известного советского исследователя и спелеолога И. Я. Стеллецкого, «ни археологи, ни архитекторы этим вопросом не интересовались и никогда ничего на эту тему не писали».

Зато искатели сокровищ держат библиотеку Ярослава Мудрого в поле зрения с древних времен. Многие уверены, что под Софиевским собором есть обширные подвалы, которые по-настоящему никем не обстежилися.

Еще до революции (в 1908 г.) кладоискатели обнаружили у северо-западного угла собора глубокий провал в почве. Спустившись на веревках вниз, разведчики попали в подземную галерею, выложенную кирпичом. Они шли по ней долго, пока хватило взятые свечи и путеводная нить. Кладоискателям пришлось вернуться обратно. На другой день они снова собрались на подземную прогулку, с солиднее экипировкой, но обнаружили, что возведение галереи свалилось.

Вот что рассказал И. Я. Стеллецкий в незавершенном рукописи «Мертвые книги в московском тайнике», литературы, хранящейся в Центральном государственном архиве, и искусства России: «как-То в Киеве, еще в дореволюционное время, я осмотрел двор храма (Софиевского. - А. Е.) в бывшем доме митрополита и увидел выступающие из земли древние стены. Вблизи находилась так называемая теплая церковь. По преданию в этой церкви во всем садом проходил подземный ход. Ход, пожалуй начинался где-то в церкви, не мог залегать очень глубоко. И я решил перерезать его глубокой траншеей сверху. Этот подземный ход явно не мог быть мистификацией. На него указывал еще П. Г. Лебединцев в своей работе «О Святой Софии Киевской».

Меня манил подвал в северо-западном углу церковного двора. Его можно было найти, но дело грозила затянуться, а времени у меня не было.

Траншея в саду митрополита осталась незавершенной, и я спешно начал рыть другую - вблизи юго-западного угла собора. Позже я заложил третью траншею - вблизи железной ограды бывшего киево-софиевского духовного училища. На глубине трех метров траншея обнажила фундаменты здания великокняжеской эпохи. Такой вывод подтвердил и архитектор П. П. Покрышкин, что случился здесь. Тогда же, летом 1915 года, я обратил внимание на подземный ход, обнаруженный во время закладки одного из домов за оградой собора. Ход был выложен кирпичом. Направление - под Софийский собор. Ход был почти на две трети затянутым плотным илом. Моим попыткам копать в этом направлении оказывал препятствие немец-домовладелец с архитектором. Все же место входа в тайник этот домовладелец позже обозначил нишей в стене вестибюля дома.

В советское время территория Софийского собора стала заповедником. В 1925 году раскопки здесь проводил профессор В. Г. Ляськоронській. Газеты сообщали, что «обнаружен огромный погреб с многочисленными ходами и выходами; найдено много ценных вещей, древние монеты и цинковое утварь». Из сказанного очевидно, что почва в ограде Софийского собора как бы висит над никому не известными подземными пустотами. И может быть, именно здесь «положена» Ярославом его знаменитая библиотека, прославившаяся абсолютно пропавшим».

Нельзя не согласиться с предположением собирателя тайн о крупнейшие библиотеки мира. В то же время нельзя не удивиться его поспешным, бессистемным поискам. Вряд ли такие суетливые действия могли увенчаться успехом.

Теперь о другие адреса, где, возможно, могут прятаться от нас книги Ярослава Мудрого. Их два: Межігірський монастырь и Киево-Печерская лавра.

В пользу первого говорит факт, что последние месяцы жизни князь Ярослав из-за болезни провел не в Киеве, а в Вышгороде, в своей летней резиденции. Там он и умер в 1054 году.

Ученые, в частности доктор исторических наук А. Дзюбко, справедливо считают, что заядлый книжник, ушел от государственных дел, вряд ли лишил себя удовольствия, которому отдавал предпочтение всю жизнь. Ярослав наверняка прихватил с собой какую-то часть книг или, что не исключено, приказал полностью перевезти библиотеку к Вышгороду. Ведь никто заранее не знает дня и часа своей смерти. Князь имел право рассчитывать, что проживет еще достаточно лет для любезного ему общение с незаменимыми друзьями - книгами.

В такой ситуации часть библиотеки Ярослава (или все!) могла попасть после смерти князя в хранилища Межігірського монастыря.

И территорию Киево-Печерской лавры тоже нельзя выпускать из поля зрения. Следует от библиотеки Ярослава, ведущий туда, заметил ленинградский ученый Н. Розов. Он внимательно проштудировал две светские книги XI века: «Изборник Святослава» 1073 года и «Изборник Святослава» 1076 года. В конце второго сборника писарь Грешный Иоанн сделал приписку: «избрано из многих книг княжих».

Получается, что Грешный Иоанн пользовался книгами из библиотеки Ярослава Мудрого. Он был достаточно образован, владел несколькими языками: греческим, западно - и восточнославянскими. Не исключено, что писарь имел дело с книгами российского происхождения. Значит, библиотека не пропала сразу после смерти князя Ярослава.

Известно также, что сама Киево-печерская лавра имела богатейшее собрание старинных книг и пергаментных свитков. Свидетельство о ней дошло до нас от Павла Алепского, что побывал в монастыре в 1653 году. Но эта библиотека почти полностью сгорело в 1718 году. Однако есть уверенность, что книги Ярослава Мудрого в то время хранились и продолжают храниться в другом месте.