Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Изображение народной жизни и быта в повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»

Повесть Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья» - произведение, в котором герои постоянно попадают в комичные бытовые ситуации. На примере семейной жизни Кайдашей автор показывает быт, традиции и верования украинских крестьян того времени. Собственно, именно жизнь семьи Кайдашей является иллюстрацией бытия простого народа, у которого определяющим было отношение к имуществу.
Повесть полна национального колорита. Писатель подробно описывает повседневный труд крестьян, их одежда («кибалка ... похожа на венок... ленты, цветы», «красная запаска, красные сапоги, красный, как жар, пояс...», «позвякивает на шее хорошо ожерелье с дукатами»), жилище («белые стены с красной завалинкой, косяки со светло-синей краской с красными полосками», «хата новая, большая, хорошо вшита»). Речь персонажей насыщена пословицами и поговорками («вытаращил глаза, словно корова на новые ворота», «наговорил семь мешков гречневой шерсти», «слышит, как в небе блины пекут», «ой ты, девушка, с кудрявой руты-мяты свита и с острой шельвії!»).
Автор изобразил традиции и обычаи крестьян. Они уважают воскресенье и праздники и в эти дни «не делают никакой работы». Мотря перед закладкой дома сеет на том месте пшеницу, чтобы определить это место «чистое». Омелько Кайдаш верит, что «кто будет постится в пятницу, тот не будет в воде тонуть». Мелашка просится в Киев, потому как из дома кто-то пойдет кушать пасху в Киев, то «бог благословит всю семью» и будет большой урожай. Представления крестьян о хозяине связано с имуществом: «хорошая же... хата?», «Добрые хозяева?», «Имеют ли скот?»
Отношение к работе и имущества можно увидеть, наблюдая за жизнью семьи Кайдашей. Семья Омелька Кайдаша живет в покое и согласии. Карпо и Лаврин Кайдашенки возятся круг хозяйства и умножают домашние состояние. Каждый из них мечтает о будущем семейное счастье, уют, понравившихся девушек, что должны стать им за жен, про лад и согласие в своих будущих семьях. Но все меняется, как только их мечты становятся явью.
Наработавшись на своем веку на чужих людей и в собственном хозяйстве, Кайдашиха воспринимает своих невесток как здоровых работящих батрачек и считает: «Наш хлеб ешь, нам и делай». Она не церемонится с женщинами, которые оказывают ей сопротивление: «Как возьму кочергу, то и зубы визбираєш». Свекровь не считает нужным заботиться о них, интересоваться их проблемами. Она отказывается покупать обновки невесткам, а когда такое и случалось, то в основном это худшие вещи. Показательна сцена, в которой Кайдашиха перераспределяет отрезы толстого и тонкого полотна, напряденого только благодаря Мотри: толстое назначается на рубашки мужу, сыновьям и молодой невестке, а тонкое и снежно-белое - на праздничные рубашки для самой Кайдашихи.
Матрена поняла: «Із'їсть свекровь, лютая змея, мой возраст молоденький». Очень быстро молодая женщина показала свой характер: «Я вам, мама, не служанка» - и захотела жить отдельно. Не лучшая участь постигла и Мелашку. ее мать говорит словами из песни: «У нас была, как роза цвела, а теперь такая стала, как цветок дряблая». Мелашка, которая сразу после прихода становится новой наймичкой, оказывается между молотом и наковальней: в доме ее день и ночь грызет свекровь, а за порогом, в сенях за нее берется Мотря.
Невозможность решения конфликта между родней за часть наследства - грушу - показывает, что и другие конфликты путем ссор и неуступчивости не решишь. Когда в обыденной жизни отсутствует согласие между близкими людьми, то это приводит к непримиримости и мелочности. Причем именно вовлечение в конфликт определяет будущее человека. Она может быть ласковой, как Мелашка, но вскоре ее характер меняется.
Автор неоднозначно изображает своих героев. Бытовые ссоры в семье он подает на фоне жизни сельской общины, в котором Кайдашенки принимают активное участие. Они способны на бескорыстную помощь, их уважают односельчане как хороших мастеров. И этот штрих в характеристике героев делает еще неприятнее мелочность их претензий, когда речь заходит о разделе отцовского имущества.
Писатель реалистично изображает в произведении характерные черты характера украинского крестьянина, предоставив им гиперболизированы-комического окраску. Недостатки героев повести не от злого нрава, а от тяжелой работы, которая была постоянным спутником крестьянина.