Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ФРАНКО
Созвучность поэзии. Я. Франко с народно творчеством

Франко как художник в первую очередь - поэт. Пение поэзии Ивана Франко самое яркое самовиразився как художник, как мыслитель, как человеческая личность необыкновенной эмоциональности, которой свойственны полная гамма чувств: и надежда, и разочарование, и любовь, и ненависть. Для его поэзии характерны смелость мысли; культура мышления чистота чувств, высокие эстетические идеалы.

Одна из страстей Франко - сбор устного народного творчества: пословиц, поговорок, легенд, песен, которые он записывал от ремесленников Дрогобыча, крестьян Нагуевичи, куда приезжал на каникулы, чтобы косить сено, жать рожь, читать косарям и жнецам в полуденную перерыв «Кобзаря» и любоваться родными пейзажами, по которым тосковал неизмеримо.

Народная поэзия, народное творчество, народная песня всегда были источниками творчества Франко. Особенно много общего с народной песней имеет цикл «Веснушки».

Формы веснушек - это чудесный сплав фольклора и неповторимого поэтического дарования.

Сквозной образ цикла - аллегорический образ волшебницы - вены, что от нее тают снега, она приносит с собой бурные ветры, дает жизнь всему живому, вселяет в людей желание жить и бороться за весеннее, лучшую жизнь. Поэтому-то пробужденный весной жажда жизни восклицает:

Лишь бороться - значит жить.

Франко первый вносит в веснушки социальный смысл, передовые общественные идеи. Ведущую суть большинства веснушек составляет контраст богатства и красоты природы и невыносимой жизни большинства народа. Песенным лиризмом проникнуты строки:

Весенней песни,

Весенней сны,

Почему так безутешные,

Безвідрадні вы?

Где найти душевный покой? Поэт обращается за помощью к матери-земле, родной матери всех людей, и тогда из-под его пера ложатся на бумагу мужественные, всепокоряючі строки:

Земля моя, всеплодющая мать,

Силы, что живет в твоей глубине,

Каплю, чтобы в бою сильнее стоять,

Дай и мне!

У матери-земли те верный сын просит большой теплоты, очищает чувства и вызывает к людям «безграничную, чистую» любовь. Ему нужна и неисчерпаемая страсть борца, сила рук и ясность мысли. Поэт клянется твердо стоять на защите трудящихся и всю жизнь «правде служить, неправду курить... угла ломать... в сердце обиды расстреляют».

За емоціональністю и художественными средствами стихотворение «Земля моя, всеплодющая мать...» - это бриллиант первой величины, что сияет в центре поэтической короны Франко. Художник поет «осанна» родной земле и творцу всего на земле - безнастанній творческому труду человека.

Из фольклора Иван Франко выбирает образ темной тучи, которому он оказывает положительного значения - темная туча желательна, ее не боятся, а ждут с нетерпением, она творит добро. Поэзия «Гремит» звучит как оптимистическая симфония:

Миллионы ждут счастливого изменения,

Те облака - плодотворной будущини тени,

Что человечность, как красна весна, обновит...

Гремит!

Фольклорную основу имеет и рисунок весны в стихотворении «Греет солнышко». Начало стихотворения - это светлый пейзаж волшебной украинской природы. В нем и согревающее тело лучам ласкового солнышка и милая слуховые поэта неповторимая симфония украинского поля с солистами - жайворонятами, и хрустальная синь бескрайних небес. Поднимаются с земли и все растет, растет могучая фигура пахаря - сеятеля, настоящего хозяина земли, которого автор призывает встать и сеять «в счастливое время золотое зерно». А искренняя я мать-земля отблагодарит орачеві «с трепетом любви».

Образ матери окутан дымкой сыновней любовью и благоговением перед ней. Для описания ее образа автор подбирает найпоетичніші эпитеты, характерные для народной поезії. ее любовь к сыну-пахаря трепетная, она напоит его кровью теплой, вырастит бережно, потому что это истинная я. Этот образ отвечал идейно-эстетическому замыслу поэта, к которому обращался автор, хлебороб для Франко - образец искренности и благородства.

В лирическом народнопісенному стиле написаны «Осенние думы» Франко. Один из лучших пейзажных рисунков - «Тихонько река катит волны чистые», в котором изображена волшебная страна счастья, к которому так стремится человек:

Тихонько звезды моргают искрящиеся...

Зарницы луч, как дитя, хлюпочесь

В хрустальних водах: голії безлистные

Нависли люди - им заснуть хочесь.

Очень близка по звучанию и настроениями предыдущий «осенний» думе удивительно поэтическая «ночная» дума «месяцу, князю»:

Месяц, князю,

Ты, чарівниченьку!

Грусть на твойому

Ясном личеньку.

Эта неописуемая красота создана Франком опять же с думой о человеке. Лирическому герою, что всматривается в таинственный океан волн, хочется в тех нежных волнах смыть со своего сердца горе. Месяц расстроен потому, что ему тяжело смотреть.

В море бездонное,

В человечности бедной

Горе безсонне.

Присутствует в стихах Франко и характерный для народной песни прием психологического параллелизма, который переносит какое-то явление природы на жизнь людей. По этому принципу построены народные песни: «Ой у лузі та ще й при березі», «Стоит явор над водой». Стихотворение «Красная калина, чего в лугу гнешься» выдержано в таком же стиле.

Центральный образ поэзии - красная калина - символ красоты и благородства, всего светлого и солнечного, жизнелюбия и самопожертвования:

Не жаль мне цвета, не страшно и грома,

Нестрашно и грома.

И свет люблю я купаюсь в нем,

Купаюсь в нем.

Но через жизненные условия калина, такая солнечная и смелая натура, символ нравственной красоты, погибает. И виновником выступает дуб, который калину «отінив, как облако». В отличие от народных песен, дуб - негативный образ, олицетворение всего омертвляючого. И в этом новаторство Франко, потому что в народной песне дуб в такой трактовке не выступал. Хотя по драматизму чувств сборник «Увядшие листья» близка к народной песни: разлука лирического героя с любимой вечная, слезы дробь; нет, сердце любимой «колючий терновник».

Используя народно средства и приемы воспроизведения чувств лирического героя, Иван Франко, доказывает, что украинская народная песня - то живой клад, что идет от поколения к поколению, неся радость и грусть, очаровывая , человеческую душу, давая ей силу и вдохновение.