10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ФРАНКО
Созвучность поэзии. Я. Франко с народно творчеством
Франко как художник в первую очередь - поэт. Пение поэзии Ивана Франко самое яркое самовиразився как художник, как мыслитель, как человеческая личность необыкновенной эмоциональности, которой свойственны полная гамма чувств: и надежда, и разочарование, и любовь, и ненависть. Для его поэзии характерны смелость мысли; культура мышления чистота чувств, высокие эстетические идеалы.
Одна из страстей Франко - сбор устного народного творчества: пословиц, поговорок, легенд, песен, которые он записывал от ремесленников Дрогобыча, крестьян Нагуевичи, куда приезжал на каникулы, чтобы косить сено, жать рожь, читать косарям и жнецам в полуденную перерыв «Кобзаря» и любоваться родными пейзажами, по которым тосковал неизмеримо.
Народная поэзия, народное творчество, народная песня всегда были источниками творчества Франко. Особенно много общего с народной песней имеет цикл «Веснушки».
Формы веснушек - это чудесный сплав фольклора и неповторимого поэтического дарования.
Сквозной образ цикла - аллегорический образ волшебницы - вены, что от нее тают снега, она приносит с собой бурные ветры, дает жизнь всему живому, вселяет в людей желание жить и бороться за весеннее, лучшую жизнь. Поэтому-то пробужденный весной жажда жизни восклицает:
Лишь бороться - значит жить.
Франко первый вносит в веснушки социальный смысл, передовые общественные идеи. Ведущую суть большинства веснушек составляет контраст богатства и красоты природы и невыносимой жизни большинства народа. Песенным лиризмом проникнуты строки:
Весенней песни,
Весенней сны,
Почему так безутешные,
Безвідрадні вы?
Где найти душевный покой? Поэт обращается за помощью к матери-земле, родной матери всех людей, и тогда из-под его пера ложатся на бумагу мужественные, всепокоряючі строки:
Земля моя, всеплодющая мать,
Силы, что живет в твоей глубине,
Каплю, чтобы в бою сильнее стоять,
Дай и мне!
У матери-земли те верный сын просит большой теплоты, очищает чувства и вызывает к людям «безграничную, чистую» любовь. Ему нужна и неисчерпаемая страсть борца, сила рук и ясность мысли. Поэт клянется твердо стоять на защите трудящихся и всю жизнь «правде служить, неправду курить... угла ломать... в сердце обиды расстреляют».
За емоціональністю и художественными средствами стихотворение «Земля моя, всеплодющая мать...» - это бриллиант первой величины, что сияет в центре поэтической короны Франко. Художник поет «осанна» родной земле и творцу всего на земле - безнастанній творческому труду человека.
Из фольклора Иван Франко выбирает образ темной тучи, которому он оказывает положительного значения - темная туча желательна, ее не боятся, а ждут с нетерпением, она творит добро. Поэзия «Гремит» звучит как оптимистическая симфония:
Миллионы ждут счастливого изменения,
Те облака - плодотворной будущини тени,
Что человечность, как красна весна, обновит...
Гремит!
Фольклорную основу имеет и рисунок весны в стихотворении «Греет солнышко». Начало стихотворения - это светлый пейзаж волшебной украинской природы. В нем и согревающее тело лучам ласкового солнышка и милая слуховые поэта неповторимая симфония украинского поля с солистами - жайворонятами, и хрустальная синь бескрайних небес. Поднимаются с земли и все растет, растет могучая фигура пахаря - сеятеля, настоящего хозяина земли, которого автор призывает встать и сеять «в счастливое время золотое зерно». А искренняя я мать-земля отблагодарит орачеві «с трепетом любви».
Образ матери окутан дымкой сыновней любовью и благоговением перед ней. Для описания ее образа автор подбирает найпоетичніші эпитеты, характерные для народной поезії. ее любовь к сыну-пахаря трепетная, она напоит его кровью теплой, вырастит бережно, потому что это истинная я. Этот образ отвечал идейно-эстетическому замыслу поэта, к которому обращался автор, хлебороб для Франко - образец искренности и благородства.
В лирическом народнопісенному стиле написаны «Осенние думы» Франко. Один из лучших пейзажных рисунков - «Тихонько река катит волны чистые», в котором изображена волшебная страна счастья, к которому так стремится человек:
Тихонько звезды моргают искрящиеся...
Зарницы луч, как дитя, хлюпочесь
В хрустальних водах: голії безлистные
Нависли люди - им заснуть хочесь.
Очень близка по звучанию и настроениями предыдущий «осенний» думе удивительно поэтическая «ночная» дума «месяцу, князю»:
Месяц, князю,
Ты, чарівниченьку!
Грусть на твойому
Ясном личеньку.
Эта неописуемая красота создана Франком опять же с думой о человеке. Лирическому герою, что всматривается в таинственный океан волн, хочется в тех нежных волнах смыть со своего сердца горе. Месяц расстроен потому, что ему тяжело смотреть.
В море бездонное,
В человечности бедной
Горе безсонне.
Присутствует в стихах Франко и характерный для народной песни прием психологического параллелизма, который переносит какое-то явление природы на жизнь людей. По этому принципу построены народные песни: «Ой у лузі та ще й при березі», «Стоит явор над водой». Стихотворение «Красная калина, чего в лугу гнешься» выдержано в таком же стиле.
Центральный образ поэзии - красная калина - символ красоты и благородства, всего светлого и солнечного, жизнелюбия и самопожертвования:
Не жаль мне цвета, не страшно и грома,
Нестрашно и грома.
И свет люблю я купаюсь в нем,
Купаюсь в нем.
Но через жизненные условия калина, такая солнечная и смелая натура, символ нравственной красоты, погибает. И виновником выступает дуб, который калину «отінив, как облако». В отличие от народных песен, дуб - негативный образ, олицетворение всего омертвляючого. И в этом новаторство Франко, потому что в народной песне дуб в такой трактовке не выступал. Хотя по драматизму чувств сборник «Увядшие листья» близка к народной песни: разлука лирического героя с любимой вечная, слезы дробь; нет, сердце любимой «колючий терновник».
Используя народно средства и приемы воспроизведения чувств лирического героя, Иван Франко, доказывает, что украинская народная песня - то живой клад, что идет от поколения к поколению, неся радость и грусть, очаровывая , человеческую душу, давая ей силу и вдохновение.
|
|