Художественная ассоциация (лат. associatio - соединение) - в психологии - связь представлений, когда одно из них в человеческом сознании вызывает ряд других, порой иррациональных. Такая специфическая качество живописи, обусловленная принципами сходства (чистый - божественный), контраста (добро - зло), смежностью во времени (весна - цветение) или в пространстве (поле - рожь), предстает следствием эстетического освоения действительности и развития новых эстетических реалий, не тождественных любым позаестетичним, но равновеликих им. Природа Х.а. вызвала заинтересованность в античную эпоху (Аристотель, Платон), но впервые как термин, наполненный адекватным содержанием, применил Дж.Локк (1698). Большое значение Х.а. предоставлял Франко, видя в ней возможность "найти научное объяснение процесса поэтического творчества". Он посвятил ее освещению добрую часть своего труда "Из секретов поэтического творчества", осознав, что она лежит в основе сравнения и поэтической градации. Это же касается и других тропов, которые сугестують различные типы образности (экспрессивно-смысловую, символическую, зрительную, слуховую, часопросторову и т.п., обусловливают явление синестезии, во всей полноте раскрыто в сборнике п. тычины "Солнечные кларнеты" (1918), указывают на неисчерпаемый потенциал поэтического мышления, осваиваемый Бы.-І.Антоничем, Верой Вовк, Эммой Андієвською, Р.Бабовалом, В.Голобородьком, М.Воробйовим, І.Римаруком, В.Герасим'юком, І.Калинцем и др. Самыми неожиданными Х.а. насыщенная поэзия М.Воробйова, как в триптихе "Дерево души":
Если бы найти расщелину
как то бывает лицо,
то сквозь нее мог бы я увидеть,
как замулює шепот в игле глаза.
Которая растет ограда
в багряному голосе осени,
как вапніє ужин немого,
и себя на дороге самого
еще и не раз.
Органическая связка Х.а. как эстетического целого приобретает большого философского обобщения, ориентированного на осмысление основ першосутності человеческого бытия.
|
|