Сочинение
ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Чем взволновала меня повесть о. кобылянской «В воскресенье рано зелье копала»?
«Ой мать, мать! Сожалению веса не имеет, - Най ся Грицуньо в двух не любит!
Вот тебе, Григорий, за это возмездие: Из четырех досок темная хата!»
Повесть «В воскресенье рано зелье копала» Ольги Юлиановны Кобылянской выдающийся литературовед Есть. Кирилюк небезосновательно назвал «шедевром в украинской литературе». Кажется, талант писательницы полнее проявился в этом произведении. По силе эмоциональной нагрузки не было равного произведению на тот период. Кстати, на мотив известной народной песни «Ой не ходи, Грицю», которая легла в основу повести, было написано большое количество произведений, среди которых, несомненно, повесть О. Кобылянской является лучшим.
Произведение появилось в свет в 1909 году в журнале «Литературно-научный вестник». Как пишет О. Кобылянская, «лица - это типы из действительной жизни, которые я познала в горах: цыганку Мавру, старого Андронати, ее отца, Гришу, одного молодого, известного мне одиночки-гуцула, остальное дорисовала фантазия. Чувства плыли из собственных груди, чар природы делал свое, а мысли укладывались сами из себя на бумагу».
Повесть не может оставить равнодушным читателя - такая она насыщенная эмоциями и переживаниями! Молодая цыганка Мавра, женщина проводника цыган Совет, родила сына не от мужа, а от любимого - родила «белого сына с синими глазами!» Смерть ждала на предательницу, и спас Мавру отец, цыган-музыкант Андронати: вымолил изгнание вместо смерти единственной дочери, и забрал родное - ребенка. Как передать страдания матери, потерявшей своего сына? Жить не хотела Мавра, не верила в беду, а потом смирилась... Стала жить у богачки Іванихи Дубихи, помогала воспитывать Дубихину Таню, потом уединилась высоко в горах. И не кончились на том страдания Мавры, зрячая была цыганка, а своей судьбы не угадала.
Не погиб ее сын, подбросил малого богачам Андронати. Сына в них не было, то и воспитали как своего. Запарубкував Гриша, влюбился в синеглазую Настку, думал сватов засылать: «Из девушек он любит лучше всего, признает сам, что она приводит его до ума, принукує к работе, обращает к родственникам». И на беду свою в горах увидел красавицу Татьяну, которую за гордый характер называли Туркинею, полюбил ее страстно. Беды навлек на себя Гриша: не можно двух любить, нельзя двум верным. Хоть как не любил Татьяну, а решил за жену брать Настку, спокойную и тихую девушку. Не простила измены Татьяна, по совету старой Мавры сварила зелье, чтобы беда усыпить, и Гриця напоила.
Разве может человек свою судьбу предсказать? Если бы Мавра знала, что ее колдовство обернется против сына, неужели бы учила Татьяну, как зелья варить? Сходит с ума Мавра с горя, и осознает, что в основе всех бед лежит ее грех, ее измена, за которую надо платить. Можно искать виновных, но поможешь этим несчастью...
Ольга Кобылянская талантливо передает душевное состояние своих героев. Она изображает психологический слом Мавры, которая обвиняет своего второго ребенка, любимую Таню, в смерти Гриши, а затем передает сумасшедший покой цыганки. Писательница рисует прекрасные картины горной природы, в которые вплетается тоскливый голос трембиты, что предвещает смерть. Повесть насыщена народными верованиями, традициями.
Поражает талант О. Кобылянской писать так, будто повесть создается именно для тебя, писать просто, резко, убедительно. По моему мнению, творчество выдающейся украинской писательницы не может не тронуть сердца вдумчивого и воспитанного читателя.
|
|