Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Авангардизм (фр. avant-garde - передовой отряд),термин для обозначения так называемых "левых течений" в искусстве. Авангардизм возникает в кризисные периоды истории искусства, когда определенное направление или стиль переживает исчерпанность своих зображально-выразительных возможностей, существует за счет инерции, тиражируя свои вчерашние творческие достижения, превращенные в однообразные "клише", замыкаясь на своих канонических образцах. Поэтому роль авангардизма в раскрытии болезненных явлений в искусстве, которые он подает в гипертрофированно абсурдной форме, безусловно, оправдана и в конкретный кризисный момент эволюции эстетического сознания - желательна. Здесь усматривается проявление "смеховой культуры", очистка художественного движения от тормозных тенденций, почленування художественного явления на составные элементы и произвольный их монтаж. Однако сам авангардизм не способен к созданию неперебутніх художественных ценностей, поскольку он не имеет своих корней, а питается энергией епатованого им самим направления. В историческом аспекте XX в. авангардизм следует рассматривать как одно из заметных ответвлений модернизма, которое переняло некоторые его формальные признаки, отбросив философскую (духотворчу) основу, ориентируясь на деструктивную "минус-культуру". Отсюда - безапелляционное отрицание традиции, засветка эпатажа. С незначительными отличиями такие наставления наблюдались в кубистов, футуристов, экспрессионистов, дадаистов, сюрреалистов и т.п. Ультрареволюційне негування нормированной эстетики сопровождалось требованиями немедленно размыть ее "берега", растворить ее в вещах или в социальной действительности. Затем возник "поп-арт". На этой же основе некоторые авангардисты смыкались с тоталитарными режимами, потому что теряли связь с концептуальной природой искусства на его имманентной основе. Иной тенденции здесь не могло быть, ведь она обусловлена этикетом авангардизма, ассоциированным с позаестетичними факторами. Поэтому время существования течений авангардизма недолгий. Авангардизм в современных условиях приобрел вид "неоавангарду". Порожденный нелепыми стереотипами імітат-литературы периода "соцреализма", он сумел раскрыть уродливые, нежизнеспособные ее аспекты, вполне очевидную творческую бесплодность. В этом направлении эпатажная функция представителей "Бу-Ба-Бу", "ЛуГоСаду", "Новой литературы" и др. достигла своей цели. Однако вскоре превратилась в словесную, умышленно заземленное звульгаризовану игру, которая привлекает внимание своими парадоксальными формами.