«Жить спешить надо, любить спешить надо». О чем свидетельствуют эти слова Василия Симоненко - о большой любви к земной жизни или предчувствие невблаганності судьбы, что отмерила ему короткий путь в жизни? Ведь поэт прожил всего 28 лет (1935-1963), оставив по себе неповторимо высокую лирику.
Родился Василий Симоненко 8 января 1935 г. в селе Біївцях Лубенского района на Полтавщине. Детство пришлось на тяжелые послевоенные годы, большую роль в воспитании мальчика играет дедушка и бабушка, любовь к которым пронес поэт через всю жизнь. В новелле «Дума про деда» есть такие слова: «Безсмертячко мое кирпате, - шептал дед, когда я засыпал под музыку его слов. Это были очень хорошие слова, потому что плохих дед не говорил мне». В стихотворении «Дед умер», рисуя образ этого близкого и дорогого человека, в красивых поэтических строках Симоненко показывает свою непомерную тоску по ним:
Боль в душу мою закрадывается ужом,
отчаяние грудь мне розпанахує, рвет.
Я готов
поверить в царство небесное,
потому что не хочу,
чтобы в землю шли без сліда
безымянные,
святые,
несравненно чудесные,
гордые дети земли,
верные дети труда.
Давая оценку стихам Василия Симоненко, критик С. Крыжановский поэзию «Дед умер» назвал гениальной. Это был 1961 год. А 8 января 1962 г. с 27-летием поэта поздравляли друзья в Союзе писателей после его триумфального выступления со своими стихами «Монархи», «Прохожий», «Герострат», «Вор». Это было начало вхождения в украинскую литературу ее гениального сына, творчество которого для Украины бесценна, как бесценна была Украина для Василия Симоненко:
Чужих краев никогда я не видел.
Прелестей не знаю их и окрас,
И верю сердцем искренним и горячим:
Нет земли такой, как у нас.
(«Я не бывал за дальними морями...*)
После окончания факультета журналистики Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко Василий Симоненко работал в редакциях газет «Молодежь Черкащины», «Черкасская правда», собственным корреспондентом «Рабочей газеты». Он был веселым, доброжелательным человеком, романтиком, лириком, влюбленным в жизнь, истинным патриотом:
Украина! Ты для меня - чудо!
И пусть плывет за годом год.
Буду, мама гордая и красивая,
С тебя удивляться век.
Рады тебя жемчуг в душе сею.
Рады тебя мыслю и творю -
Пусть молчат Америки и России,
Когда я с тобой говорю*
(«Украине»):
Со своим именем поэт успел увидеть лишь две книги: «Тишина и гром» (1962) и стихотворную сказку для детей «Царь Плаксий и Лоскотон» (1963). После его смерти вышло еще четыре сборника: «Земное притяжение», «Поэзии», «Путешествие в страну наоборот» (для детей), «Вино из роз» (новеллы). А потом - 15 лет молчания: ни одного сборника, ни одного издания стихов вплоть до «Лебедей материнства» 1981 г.
Поистине документом времени были дневниковые записи Василия Симоненко, его «Горбушки мыслей», что уже в апреле 1965 г. стали предметом не только полемики, но и различных идеологических обвинений. Возможно, это произошло потому, что «Горбушки мыслей» попали за границу и там были опубликованы под названием «Берег ожиданий». Возможно, потому, что от них веяло здоровой моралью и свежестью мыслей:
«Никакое учение не смеет монополизировать духовную жизнь человечества» (8.Х.62 г.)
«Нет ничего страшнее неограниченную власть в руках ограниченного человека». (16.Х.62 г.)
«Реализм получил очередную викторию, не произведениями, правда, а административными мерами. Вообще, опасность формалистического безумия, кажется, была видимой. По крайней мере на Украине я не встретил ни одного болельщика абстракционизма или какого неофутуризму. Реальной осталась, как и была, угроза формалистического слабоумия в литературе. Ибо разве же не формализм, когда сотни писарчуків по заранее заготовленными схемами обсасывают десяток-другой так называемых вечных идей - люби труд, уважай маму и папу, не смотри косо на соседей. Формализм начинается там, где кончается мысль...
...Вряд ли мне можно закинуть формализм, а не печатают ничего» (21.УІ.63 г.)
«Душа хочет потрясений, а разум боится их.
В прошлое воскресенье мы были в Одессе, где местные твердо-лбы натішили нас своим идиотическими ужасом: чтобы чего не случилось. Фактически нам запретили выступить на шевченковском вечере. Получается, Тараса некоторые боятся до сих пор. Обыватели от революции».(6.VІІ.63 г.)
«...Счастлив тот, кто хочет мало от жизни, - он никогда не разочаруется в нем. Самый простой и кратчайший путь к так называемому счастью - стать обывателем. Мозг, способный порождать мысли, не способен сделать его владельца счастливым».(22.VII/63 г.)
Что бы не писал и о чем бы не писал Василий Симоненко, он всегда остается чистым, искренним и откровенным:
Но правды во лжи не мешай.
Не позорь все подряд без толку.
Потому что на свете тот мудрейший,
Кто больше всего любит жизнь.
Особой страницей творчества поэта является его интимная лирика. «Впечатлительность его натуры, щедрость и чистота чувств здесь оказались настолько, что простыми словами поэту удалось выразить самое сокровенное, открыть глубины почти непояснюваного». (В. Брюховецкий)
В стихотворении «Она пришла» поэт создал образ любимой, который далек от чего-то конкретного и реального. Это привлекательный, очаровательный образ в мечтах снах любви:
Она пришла, украшенная и мыла,
И руки ласково ко мне протянула,
И так очаровательно звала и манила.
Такой нежной и доброй была.
Любимая появляется поэту в романтических грезах:
Она до меня выплыла из тумана
Моих робких юношеских снов.
Волшебство любви сделали молодую жизнь лирического героя прекрасным и таинственным:
Пришла любовь непрошеная и нежданная -
Ну как мне за ней не пойти?
Любовь приносит не только счастье. Очень часто она связана со страданиями, однако поэт благословляет те чувства, что наполнили его душу:
Обижайся на меня, как хочешь,
Пренебрегай, ненавидь меня -
Все равно я люблю твои глаза
И волосы твое грустное.
(«Тишина и гром»)
Это высокое чувство дает вдохновение и воодушевление, наполняет жизнь смыслом:
Но я протестую, взываю: не надо!
И не могу уже жить
И не думать о тебе.
(«Я смотрю в твои испуганные глаза»)
Болью по утраченному любовью, нежностью и трепетом проникнуты стихи «Ой махнули белые коні_», «Компаньонка», «Через души, словно через вокзалы», «Все обиды и несправедливости к другу», «Ну скажи, разве не фантастически», «Дотлевает холод мой в карауле...», «Я тобі галантно не поклонюсь...»
Василий Симоненко и жил, и любил сильно и безоглядно, что в полной мере отразилось в его интимной лирике. Поэт понимает, что «есть в любви и будни, и праздники, есть в нем и радость, и жаль_», что прекрасные чувства любви могут быть сложными и противоречивыми. Но такие понятия, как мать, Родина, любимая были для поэта неповторимыми. Поэтому светлая любовь к матери, к Родине живет в лирике Василия Симоненко наряду с чувством любви к женщине:
Самая прекрасная мать счастлива,
Самые сладкие любимые уста..
(«Самые отвратительные глаза пустые»)
Но если любовь - это то, что является человеку, делая ее счастливой («Ты явилась мне и показалось, что мир помолодел вокруг на тысячу лет»), то мать и родная земля - это то, что дается человеку один раз и навсегда:
Можно выбрать друга и по духу брата,
И нельзя родную мать выбирать.
Можно все на свете выбирать, сынок.
Выбрать нельзя только Родину.
Какая пронзительная нежность и искренние чувства к матери, к Украины звучат в этом волшебном шедевре талантливого поэта Василия Симоненко, где нет ни крошки пропагандистского патриотизма, где все от сердца и в каждом слове - любовь.
«Интересно наблюдать, - пишет А. О. Ткаченко, - что почти все Симоненко стихи об Украине написаны в том же ритме, что и стихи о любви». И это естественно для такого поэта, человека и гражданина, как В. Симоненко. Он любил свою Родину, любил мать, любил любимую женщину. Но он не любил фальши, не любил лицемерия. Поэтому и признается поэт в нелюбви к Украине с фальшивой улыбкой радости на устах:
Украина! Тебя я терпеть не могу,
Я ненавижу тебя всеми чувствами.
Когда ты примитивна и на лубок похоже,
Когда мысли на лбу у тебя нет.
(«В букварях ты наряжена и заспідничена»!
«..для пения своего, для думы своей в счастливое мгновение родила его Украина. И он ~ по примеру лучших наших поэтов - сыновней преданностью ей отблагодарил,
напряженным честным горением души». (Олесь Гончар)
Василий Симоненко принадлежит к поэтов-шестидесятников, творчество которых предвещала возрождения национального сознания, влияла на общественное мнение (Лина Костенко, М. Винграновский, И Драч, Б. Олейник). Тематический и жанровый диапазон творчества В. Симоненко достаточно широк: стихи, басни, эпитафии, притчи, сатирические сказки. Все это подтверждает огромный резерв многогранного таланта, что не успел раскрыться. Так сложилось, что лучшим детям суждено короткую жизнь: Шевченко - 47, столько же - Стусу, Гринченкови; Леси Украинцы - 42. и на удивление мало Симоненко - 28...
Не только тяжелая болезнь, пошатнула здоровье поэта, но и «моральное бессилие», о котором свидетельствуют дневниковые записи В. Симоненко, повлияло на его физическое состояние. Вот запись от З.ІХ.63 г.: «Друзья мои притихли, о них не слышно ни слова. Печатные органы стали еще бездарнішими и беспардоннее. «Литературная Украина» кастрирует мою статью, «Украина» издевается над стихами. Каждый лакей делает, что ему заблагорассудится. Как тут не светиться благодарностью, как не молиться каждый вечер и каждое утро за тех, что подарили нам такую вольготність. К этому можно еще добавить, что в апреле были сняты мои стихи в «Смене», зарезанные в «Октябре», потом поступили тыквы из «Днепра» и «Отечества».
Ай, ай, ай весело! Все мы под прессом.
Так оно надо ради прогреса».
В каких же «грехах» можно было обвинять человека, поэта, который умер в 28-летнем возрасте и создал книгу изумительно чистой лирики, что достойна стать достижением украинской классики? Разве что в пронзительной любви к человеку, к своему народу, к Украине, которой во все времена будет принадлежать творчество ее верного сына как бесценное духовное сокровище.
|
|