| 
 
 
 КОНСПЕКТ УРОКА - ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ АЛЕКСАНДРА ДОВЖЕНКО
Тема: "Я родился и жил для добра и любви". (Жизненный и творческий путь Александра Довженко). 
  Цель: ознакомить старшеклассников с биографией писателя; дать представление о киноповесть; развивать аналитические навыки и умения; привить любовь к творчеству украинского Микеланджело.
  Тип урока: урок-киноповесть. 
  Оборудование: звукозапись музыки Бы. Лятошинского "Четыре украинские темы"; выставка произведений писателя; стилизация кинопленки с надписями "Знакомство", "Источники", "Путь к ремеслу", "Борьба". 
  Формы организации обучения: групповые. Ход урока 
  И. Организационный этап.
   
   Звучит музыка, на фоне которой подчеркнуто демонстративно учитель стилизует классную комнату под съемочную площадку, записывая тему и эпиграф урока на доске: 
   "Он остался как дерево, что вечно цветет, вечно плодоносит, как великий мыслитель, который может стоять рядом с Сократом и Гомером". А. Малышко.
   
  II. Объявление темы, цели.
   
   Литературовед М. Наєнко сказал об о. Довженко еще и так: "Он - как самоцвет: сколько не вращай его, а в нем начинают светиться все новые и новые грани". 
   Нередко О. Довженко сравнивают с выдающимися мастерами эпохи Возрождения, которые были одновременно живописцами и поэтами, и архитекторами, и естествоиспытателями. Его еще называют украинским Микеланджело, основателем украинского кинематографа. 
   На этом уроке нам повезло познакомиться с ним впервые, и сделаем это знакомство необычным: кадр за кадром пересмотрим воображаемый фильм, прочитаем киноповесть его жизни и творчества. В создании этого урока принимают участие группы: "историки", "художники", "биографы", "литературоведы", которые работали дома со справочной литературой. 
   Девизом нашего путешествия пусть станут слова Александра Петровича: "Уберите прочь все пятаки медных правд и оставьте только чистое золото правды!"
   
   Страница первая. "Знакомство". 
   
   Демонстрируется портрет писателя, плакат, на котором записано отзывы и оценка творчества Довженко:
   1958 г. Постановлением жюри Международной выставки в Брюсселе Довженко признан как один из первого десятка ведущих художников 60-летней истории искусства кино. 
   1939 г. "Первым поэтом кино" назвал его Левис Джекоб в книге "История американского фильма".
   1949 г. Жорж Садуль в книге "История искусства кино" утверждает, что "Земля" Довженко оказал большое влияние на молодых кинематографистов, в частности Англии и Франции. 
   1957 г. Артур Найт в книге "наиболее живые искусство. Панорама истории кино" доказывает, что лучшие японские фильмы "Роша мун" и "Врата ада" сделаны под влиянием Довженко.
   1957 г. Айвор Монтегю в книге "Довженко-поэт жизни вечной" пишет: "Земля" Довженко - это произведение гения; ему пришлось уступить первое место российские кинематографисты Эйзенштейн и Пудовкин". 
   1958 г. Когда в Брюсселе "Земля" была признана лучшей в мире, Чарли Чаплин пишет телеграмму: "То же большое счастье для вас, что Украина имеет такого славного сына и поистине великого художника. Пусть же вам, дорогой Александр Петрович, счастливо живется и можется предовгії лета". 
   Что же, воистину был прав народ, когда заприметил: "Не хвали себя сам, пусть тебя люди похвалят".
  Хвалили там, в свободном мире. У себя же - нет. Более того - Демьян Бедный в газете "Известия" написал фельетон, после чего Довженко за ночь поседел. 
   
   Художники: 
   (Это группа учащихся, одаренных в сфере живописи. Они дают "психологический" анализ портрета писателя, сравнивают собственные наблюдения по свидетельствам современников).
   1. "В обрамлении белоснежного седых волос высокое скульптурное лоб. Из-под слегка сломанных энергичных бровей смотрят вдаль серо-голубые глаза. Взгляд доверчивый, внимательный, вдумчивый, внимательный. Волевое, напряженно-серьезное загорелое мужественное лицо, высеченное с необыкновенным совершенством. Поражает редкое сочетание духовной и физической силы". 
   2. "Он был очень красив... Александр Довженко, со своей улыбкой, чуть торопливой языком, с мягким украинским произношением. Он вообще был красив не той сладкой, а мужественным и серьезным красотой, которой природа одаривает своих избранников. Серебро седины с годами будто еще более возвышает эту красоту с ореолом пережитого". 
   
   Страница вторая. "Источники". 
   
   Биографы: 
   Сосница - провинциальный городок на берегу красавицы Десны, на Черниговщине. Побеленные хаты, заросшие травой улицы. В одном из переулков стояла под грушей дом - старая, приземистая. Это - древнее гнездо Довженковского рода - земледельцев, рыбаков, чумаков, косарей. Предки Довженко были казаками и в середине XVIII в. прибыли в Соснице с Полтавщины. Целая улица называлась Довженковою. Саша, который родился в августе 1894 г., был седьмым ребенком в земледельческой семье, в которой дети умирали один за одним. "Детей было много, четырнадцать, переменный состав, из которого осталось двое: я и сестра (ныне врач). Остальные умерли в разное время, почти все не достигли трудоспособного возраста. И когда я сейчас вспоминаю свое детство и свой дом, и всегда, когда бы я их не упоминал, в моем воображении плач и похороны". 
   
   Литературоведы:
   В день смерти четверых сыновей-соловушек, иметь Довженко, Одарка, о которой он говорил, что она "рождена для песен", "но проплакала всю жизнь", молилась: "Оставь мне, Господи, Сашка, оберегай его от плохих людей. Дай ему силу. Пошли ему счастье, чтобы его люди любили, как я его люблю". 
   
   Психологи:
   Возможно поэтому любимой песней О. Довженко была песня "Ой горе той чайке...", авторство которой приписывается самому Мазепе.
   
   Биографы:
   Отец Александра Петр (о котором писатель скажет: "Всю жизнь его прошло под знаком тьмы и невежества"), на свою беду, имел романтическую удачу и своего сына мечтал любой ценой "изучить на господина". 
   
   Литературоведы:
   Через много лет, работая над "Зачарованной Десной", писатель вспомнит родных людей с особой нежностью: "С моего отца можно было писать рыцарей, богов, апостолов, великих ученых и сіятелів". А деда назвал "добрым духом щелочи и рыбы": "...грибы и ягоды собирал он в лесу лучше всех и разговаривал с лошадьми, с телятами, с травами, со старой грушей и дубом. Дед был грамотный по-церковному и в воскресенье любил торжественно читать псалтырь". 
    
   Психологи:
   Понятно, откуда у Довженко склонность к созерцательности: "У меня не было страсти к чему-то одному, определенному. Мне казалось, что я все могу, что все легко, и мне хотелось быть разным, хотелось вроде бы разделиться на несколько частей и жить во многих жизнях, профессиях, странах и даже видах". 
   
   Страница третья. "Путь к ремеслу"
   
   Учитель записывает на доске "сигнальные" ключевые слова, по которым участники групп должны создать "калейдоскоп", как целостную рассказ об образовании и продвижение В. Довженко: 
  -Сосницкая начальная школа 
  -Монтій Созонович Опанасенко 
  -Глуховский учительский институт 
  -коммерческий институт 
  -Академия искусств 
  -школа старшин Петлюровской армии 
  
-"босой комиссар" образования и культуры 
  -отдел Полномочного представительства УССР в Польше 
  -Торговое представительство СССР в Германии 
  -частное училище профессора Е. Геккеля 
  -Одесса 1940 г. - Киев 
  -Ашхабад 
  -Воронежский фронт 
  -Москва 1952 г. 
  -берега Днепра 1954 г. 
  -Новодівиче кладбище.
   О. Гончар писал: "Довженко действительно глубоко трагическая и противоречивая фигура. Где я назвал его "украинским Микеланджело" и этих слов не зрікаюся и сейчас, имея в виду всестороннюю фантастическую одаренность этого человека". 
   
   Страница третья. "Любовь"
   
   Биографы: 
   "Трижды являлась ему любовь", как у Франка. Впервые "самый смелый и самый красивый парень" в Соснице влюбился, учась в училище, в дочь богатого купца Наденьку Чаусовську - гімназистку-красавицу. Хорошая была пара. И когда они, молодые и влюбленные, беззаботно бегали на каток, городок Сосница будто печально качало головой: мол, ничего не выйдет из того любви, потому что еще не видел мир, чтобы счастливым было супруги с дочери богача и сына бедного дихтярю... 
   С Варварой Крыловой Александр познакомился, вчителюючи в Житомире. Вместе учили детей, инсценировали отрывки из "Назара Стодоли", "Гайдамаков" и "Екатерины". Поженились, переехали в Киев, где не только события гражданской войны поразили сердце Довженко, но и семейная драма. Письмо от жены обжег сердце: "Я люблю тебя, но женой твоей не буду. Не ругай меня и не плач за мною". А когда вернулся домой, застал Варю в объятиях белогвардейского офицера, пережил горечь предательства, которая, однако, не испепелила любви. Когда, находясь в Германии, он узнал, что облесник-офицер покинул больную туберкулезом Варю в Праге, не колеблясь, вступает в брак со своей вероломной женой во второй раз привозит в Украину. 
   Юлия Солнцева, актриса - третья и последняя его любовь. Когда Варвара почувствовала это, спросила:
   - Саша! Ты влюбился?
   - Да.
   В тот день на столе их квартиры рядом с белыми розами лежал лист: 
   "Дорогой, родной, любимый мой! Я прощаюсь с тобой. Я уезжаю навсегда. Понимаю все-все. Первое - то, что вместе мы жить не можем. Ты идешь в большое искусство. Ты отдаешь ему всего себя. Тебе нужен друг в жизни, тебе нужна вдохновительница. 
   Ты влюбился, Саша... Поверь: от чистого сердца отвергаю во имя тебя ревность и боль, хочу, чтобы она стала истинным твоим другом, твоим вдохновением. 
   А у меня один-одинешенек просьба к тебе: хочу жить под твоей фамилией. 
   Прощай! Пусть идет к тебе добро и счастье с Земли, с Неба, с Воды!
   Твоя навеки - Варвара Довженко!"
   
   Литературоведы:
   "Я так люблю мою Юлию, как будто и не любил никогда еще за двадцать пять лет семейной с ним жизни. Я непрерывно говорю ей самые нежные слова... Кто послал мне любовь?" - писал писатель в дневнике за четыре года до смерти. 
   
   Страница четвертая. "Кино".
   
   Художники:
   Будучи 32-летним, Довженко, после одной ночи, круто изменил жизнь, поехав в Одессу. Чем было кино в начале ХХ века? Живыми картинками, балаганом и только. Ему "учиться было никогда и ни у кого". Сначала сценарист, потом режиссер, актер, он внедрял в украинское кино метод Гриффита, американца, который впервые показал лицо героя крупным планом. Довженко не только психологізував кино, но и опоэтизировал его. Неповторимый мир творил с помощью народной поэтики, символов, приемов живописи. 
   В фильме "Земля" дед и внук - как обрамление рода. Дед умирает незаметно, как яблоко падает с дерева.
  Яблоко, дойдя определенной зрелости, оторвалось от дерева. Так и дед. А смерть внука - насильственная, насильственная. Его убивают неожиданно, из-за угла в минуту танца... 
   Трудно сказать, кто внес больший вклад в этот фильм - Довженко-писатель или Довженко-художник.
   "Первые зрелые фильмы Довженко "Звенигора", "Арсенал", "Земля" завоевали ему целый мир, но отобрали Украину, подрезали творческие крылья, укоротили ему жизнь". Ю. Лавриненко. 
   Почему?
   
   Страница пятая. "Борьба".
   
   Учитель:
   - Почему В. Довженко за 10 лет до смерти в дневнике написал: "Нет сил ходить. Болит у меня все. Болят руки, ноги. Болит голова и болит сердце. Думаю, что скоро умру. Мне жаль умереть. Я родился, я был создан лет на 90. Я умру скоро, потому что из меня вышла вся сила. Она пошла не только на работу. Нет. Не работа преодолела меня, не пьянство, не женщины. Прибила меня скорбь народа. А уничтожила меня человеческая ненависть и жестокость. Убили мою радость". 
   - Что привело до такого отчаяния, поражения? Которая идет борьба истощила его?
   
   Историки:
  "Противостояние гения и власти" - слова Лины Костенко могут быть эпиграфом к этой странице нашей киноповести. 
   Сталин до конца дней ждал, что Довженко, известный всему миру, напишет и снимет фильм о нем - вождя, отца всех народов, генералиссимуса, победителя во Второй мировой войне, а потому не позволил расстрелять, выжидал и даже пробовал приручить: и подарки присылал, и две Сталинские премии вручил, еще и Ленинскую, в заграничные командировки отпускал (Берлин, Париж, Лондон), и звание деятеля искусств присвоил. Не приручил. Довженко не умел и не хотел кушать хлеба из рук палача. Хотя ему приходилось маневрировать, откупаться. Для того, чтобы воплотить задуманное, делал ненавистно: 
   за гениальную "Звенигору" откупился антиукраинским "Арсеналом";
   за "Землю" - "Щорсом";
   за "Украину в огне" - казенным "Мичуриным".
  
 "Действительно, какая трагедия художника", - писал О. Гончар.
   В 1940 году Довженко стал художественным руководителем новосозданной Киевской киностудии, но из-за того что не мог снимать на заказ, после войны будет выброшен с киностудии за национализм. 
   Вторая мировая война открыла Довженко глаза - он как будто оглох к любым предостережениям и пишет свою гениальную "Украину в огне". Рукопись попала в руки Сталина - и для Довженко наступила кульминационная жизненная драма, в которой режиссером-постановщиком был "палач над палачами" Сталин. 
   Довженко был выслан на безвыездное жительство в Москву. Последнее письмо кинорежиссера, датированный 10 октября 1956 г., адресован правительству Украины: "хочу Возвращаться на Украину. Президіє! Помоги мне жильем: давно когда отобрали его у меня. Большой квартиры мне не надо, только надо мне, чтобы я мог видеть Днепр и Десну под горизонтом, и родные черниговские земли..." Крик души. В этом году была завершена "Поэма о море" и опубликована автобиографическая киноповесть "Зачарованная Десна". 
   Он мечтал написать новые произведения (аж 55 запланированных!), поставить фильм "Поэма о море". Но этот год был последним в его земной "юдоли плача".
   
   Итог урока.
   Учитель: 
  Этот урок - попытка первого знакомства. Если бы можно было подобрать одно-единственное емкое слово - эпитет, то как бы вы закончили фразу: 
   Жизнь Довженко - ... (трагическое).
   Творчество Довженко - ... (титанический, гениальная, подвиг). 
   
  Домашнее задание. 
  Прочитать автобиографическую киноповесть "Зачарованная Десна". 
 
  | 
 
 |