Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Кларнетизм - термин, предложенный Ю. Лавріненком и В.Баркою для обозначения стилевой качестве синтетической лирики раннего П.тычины и, происходит от названия его сборника "Солнечные кларнеты" (1918). К. указывает на "активно ренессансную одушевленість жизни" (ю. лавриненко), перенятую энергичными світлоритмами, сконцентрированную в стрижневій философской "идеи всеединства", создавая поэтический вселенная истинной "гармонии сфер" на уровне космогонических концепций и ., посвящение в истину Вечно Сущему, органического единства "микрокосма" и "макрокосма", созвучном ментальном "кордоцентризма" и антеїзму. Особое место в синкретическим К. занимает панмузична стихия, которая укрощает хаос, становясь доминантным принципом тичининської поэтики, в которой отразился критически переосмысленный опыт народной песни и символизма. Намекая на один из посутніх ключей своего полифонического стиля, поэт отмечал: "Кто на партитуре читать не умеет, поэтому невозможно что-либо в природе разобрать". К. осуществил синтез искусств, к чему стремились романтики и модернисты (Новалис, А.Рембо, Р.Вагнер, О.Скрябін и др.), на этом пути потерпели неудачу авангардисты, в частности, ориентированный на искусственное "поезомалярство" М.Семенко. Синтетическое мышление склонного к "цветного слуха" и "слухового цвета" П.тычины ("Арфами, арфами...", "Рощи шумят...", "Пастели" и др.) приводило одновременную "живописную музыкальность" и "музыкальную живописность" его лирики, что находилась в мощном поле синестезии, в единении семантических ядер в целостную структуру. Украинская поэзия в перспективе метафорической концепции К. вступала в новоякісну фазу, преодолевала информативно разреженную, атомарное, хоть версифікаційно совершенную практику прошлого, опровергала распространенное от народнических времен легенду о литературную форму как несерьезную "игрушку" "гулящих людей", актуализировала почти весь доступный ей версифікаційний инструментарий, потенціювала благородные черты национального "аристократизма духа" и т.д. Одновременно К. оказался мостиком, перекидывался от идейно-эстетических, отчасти врассыпную направленных поисков предыдущих поколений синтетического типа мышления, что не укладывалось ни в одну стилевое течение. Так, органический для П. Тычины символизм счастливо переплетался с элементами авангардизма, импрессионизма, имажизма, о чем поэт писал в дневнике, а вместе с тем - и неоромантизма, неореализма и необарокко. Они проявлялись в его творчестве, но не в чистом виде, а в степени эстетически переживаемого связке. При этом происходило спостережене Л.Новиченком соревнования между "художественным лаконизмом", сильным своей "образной суггестией", и формами "риторически-декламаційного стихотворения", которые, к сожалению, в более позднем творчестве поэта перевесили, стали господствующими, лишив ее энергии К. В украинской лирике К. - явление единичное и неповторимое, одновременно узловое в эволюции эстетической и национального сознания. Казалось бы, перед эстетической программой К. раскрывались реальные перспективы само-развертывания в ожидаемый пространство. Однако світлоритм первого сборника П. Тычины затьмарювався темными зловещими символами ("два черных гробы и один светлый" и др. в "Золотом Гомоне", "Открывайте двери...", "Скорбящая Мать" и т.п.), навеянными реалиями несчастливых для Украины освободительной борьбы 1917-21, в частности гражданской войной. Аристократический дух К. не переносил эгалитарных консонансів, что угрожали гармонии "музыки сфер", был выражением духотворчої идеи всеединства, что воплощала в себе движение от конкретно-чувственной и нравственно-этической природы, разворачивала перспективу обновления человека, хоть и оборванную, но незнищену. Поэтому влияние тичининського К. на украинскую литературу XX в. оказался одним из определяющих.